Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возвратаЧто должны содержать чеки продажи и возврата

Поездка в такси: как будем рассчитываться в обозримом будущем?

20.03.2019

Читать на узбекском языке

Постановление Президента от 6.03.2019 г. № ПП–4230 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок» – отправная точка поиска альтернативных технологий оснащения такси. На что нужно обратить внимание, чтобы завтра не исправлять ошибки, а поездки не становились причиной разочарований, обид и сквернословия? Этим вопросом задался наш корреспондент.



Цена вопроса



Контрольно-кассовые машины, платежные терминалы, счетчики-таксометры, радиостанции, опознавательные знаки – все это согласно постановлению Кабмина от 18.05.2011 г. № 139 должно быть у каждого такси. Постановление Президента от 6.03.2019 г. № ПП–4230 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок» в части дальнейшей судьбы этого оборудования носит концептуальный характер. Оно ни в коем случае не должно восприниматься как послабление действующего порядка. На новые решения возлагаются надежды по усилению безопасности, защите прав потребителей и обеспечению полноты поступления в госбюджет. Их внедрение изменит ситуацию, когда нормы остаются на бумаге и практически не работают.



Пассажиру и обществу не интересно, как водитель поддерживает связь с диспетчерской: при помощи радиостанции, сотового телефона либо другим способом. Однако ККМ, терминалы, таксометры – это оборудование, которое затрагивает интересы не только водителя и таксопарка. Здесь – вопросы защиты прав потребителей и обеспечения полноты уплаты налогов и сборов. А оформление машины опознавательными знаками – одна из составляющих безопасности дорожного движения.



До 1 июля 2019 года, когда новые нормы вступят в силу, еще есть время. В этот период госорганы должны дать ответы на многочисленные вопросы. Одних разъяснений, очевидно недостаточно, понадобится внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. Времени остается не так много. При этом хочется увидеть их хотя бы за месяц до вступления норм в силу. У представителей уполномоченных госорганов и предпринимателей должно быть время на подготовительную работу. Недопустимо вольное толкование норм.


Одно дело зафиксировать, другое – как



С 1 июля 2019 года отменяется требование о наличии контрольно-кассового аппарата в автотранспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров. Условие – возможность выдачи чека или электронной фиксации проезда. Очевидна необходимость разъяснений Государственного налогового комитета и других органов по двум позициям.



Во-первых, нужно четко понимать, какой чек выдавать пассажиру такси, не оборудованного ККМ.



Согласно Закону «О защите прав потребителей» оказание услуг без выдачи кассового или товарного чека запрещено. Игнорировать и изменять эту норму нельзя. Чек, оформленный по требованиям законодательства, – это единственный документ, удостоверяющий сделку приобретения товаров и услуг в розницу. И отправная точка для разбирательств в случае предъявления одной стороной к другой претензий. Его оформление играет важную роль в контроле за полнотой поступлений в казну.



Кассовый чек – это не просто распечатанный клочок бумаги, а документ, который выбивается контрольно-кассовой машиной, стоящей на учете в ГНК в обязательном порядке. В ККМ есть защитные устройства, не допускающие нарушения ее целостности, изменения программного обеспечения и фискальных данных.



Если в такси нет контрольно-кассовой машины, то кассовый чек уже никак не выдадут. Остается товарный чек. На сегодня в законодательстве нет ни четкого определения этому понятию, ни требований к его содержанию. По правилам розничной торговли, когда товары продают без ККМ, разрешается оформлять покупку квитанцией. Эту норму можно адаптировать и применить в такси. Однако понадобятся изменения в законодательстве. Вариант с выписыванием проездных документов (квитанции, билета) – не самый лучший. И вряд ли эту норму, в случае ее введения, кто-то будет соблюдать.



Во-вторых, жесткой регламентации требует понятие «электронная фиксация поездки пассажира». Необходимо определить при помощи какого оборудования она производится и как обеспечивается сохранность собранной информации. Ведь зафиксировать можно по-разному. Например, сфотографировать момент посадки и высадки пассажира на цифровую камеру. Но будет ли это считаться электронной фиксацией? Если «да», то какие технические условия при этом должны соблюдаться?



Когда есть только банковская карта



Платежный терминал для расчетов банковской пластиковой картой с 1 июля можно заменить на устройства со специальными приложениями, обеспечивающими функции заменяемых приборов (сотовые телефоны, планшеты, системы электронной оплаты). Вариантов  много – это и оплата с помощью QR-кодов, при помощи мобильных платежных или специальных приложений.



Но возникает вопрос, как быть, если при посадке в такси в кармане только банковская пластиковая карта? Согласно постановлению Президента от 15.02.2017 г. № ПП-2777 никаких проблем у пассажира возникнуть не должно. В машине должен быть терминал для расчета карточкой.



Воспользоваться гаджетом водителя – не вариант. Единый общереспубликанский процессинговый центр рекомендует держать персональные данные пластиковой карты в строгом секрете, иначе велик риск стать жертвой мошенников.



Если и вносить изменения в законодательство по терминалам, то необходимо четко прописать, как должен поступить пассажир, у которого нет другой возможности рассчитаться за проезд.



На наш взгляд, терминал должен быть в салоне каждого автомобиля такси. При этом созданы условия для взаиморасчетов другими способами. Например, при помощи QR-кода или других технологий. Если у пассажира будет выбор способа оплаты: банковской картой, QR-кодом или через мобильное приложение, то, скорее всего, он выберет один из двух последних вариантов. Это поможет избежать разглашения индивидуальных данных пластиковой карты.



Получается, службы такси до посадки должны будут в обязательном порядке оповещать,что в салоне нет терминала. Но его отсутствие – нарушение действующего законодательства. Как быть?



Операторам платежных систем стоит задуматься. Можно оснастить такси специальными гаджетами, которые дешевле терминалов. Пассажиру должно быть удобно, а интересы государства и общества не должны ущемляться.

 

Сколько проехали в метрах?



Транспортные реалии способствовали тому, что мы забыли, как выглядит таксометр и про расчет по километражу. А таксисты практически и не предлагают их включать. Напомним, это измерительное устройство, должно проходить калибровку при установке на машину, поверку в уполномоченных службах Агентства «Узстандарт». Все это – меры для обеспечения точности измерений и расчетов.



Распространение современных мобильных приложений и популяризация услуг диспетчерских такси погружают нас в необходимость расчета за поездку с учетом пройденных километров, времени простоя и прочих составляющих услуг по прайс-листу. Только сейчас все чаще эти расчеты выполняют не таксометры, а специальные компьютерные программы, основанные на GPRS-технологиях. Но кто проверит точность их расчетов?



Таких программ много и у каждой из них – свой показатель погрешности измерений. Этот параметр может зависеть от очень многих условий. Следовательно, Агентство «Узстандарт» должно строго регламентировать технические требования к ним. Необходимо установить допустимые ими погрешности так, чтобы расчет был максимально точным. В идеале программы, допускаемые к использованию, должны пройти экспертизу в соответствующих центрах, включаться в реестры, разрешающие их эксплуатацию на территории страны.



При этом нужно регламентировать, насколько обязательна для водителя расчетная траектория движения, предложенная программой. Как быть, если во время поездки он воспользовался объездными путями в случае ремонта дорог или же чтобы сократить расстояние?



Было бы неправильно и нечестно забывать функцию таксометра, которая позволяла за неполно пройденный километр брать стоимость реально пройденного пути. Для расчетов желательно автоматизировать фиксацию остановки автомобиля и начала его движения.



Постановление Президента не отменяет для такси требование о зеленой лампочке, позволяющей определить, свободна или занята машина. Наличие таковой обязательно согласно постановлению Кабмина от 18.05.2011 г. № 139. Если машина не обеспечена таксометром, то нужно продумать, как обеспечить работу этого сигнала. Они работают взаимосвязанно.



Как опознать такси?



Такси как участник дорожного движения – это необычный автомобиль, хотя бы потому, что у него есть необходимость чаще других и в различных местах останавливаться на обочине для посадки и высадки пассажиров. Во избежание аварийных ситуаций этот автомобиль должен быть всегда легко узнаваем другими участниками дорожного движения.

 

С точки зрения безопасности нужно обратить внимание на выполнение нормы постановления Кабмина от 18.05.2011 г. № 139 о цвете автомобиля такси. Весь кузов должен быть окрашен в цвет слоновой кости (для столицы) или желтый (для регионов). Нормы постановления Президента от 6.03.2019 г. № ПП–4230 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок» удешевляют изменение цвета авто – разрешено использовать самоклеящиеся материалы.


Олег Гаевой.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_