Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Как в налоговой отчетности применить ставку соцналога 1% - читать на buxgalter.uzКак посчитать НДС от разовых сборов рынка – читать на buxgalter.uzЧастные медорганизации получили льготу по ввозимым автомобилям – читать на buxgalter.uz«Уточненку» по НДС пока не принимают – читать на buxgalter.uz

Покупатель и продавец: как соблюдать баланс интересов

24.03.2020

Защита прав потребителей гарантирована законом, согласно которому потребители имеют право на безопасность товара, возмещение убытков, причиненных товаром и другие.

 

Однако на практике недостаточная осведомленность граждан, а также непонимание или безразличие со стороны бизнеса приводят к тому, что зачастую эти права нарушаются. На вопросы корреспондента norma.uz ответил Павел Магай, начальник управления Агентства по защите прав потребителей.

 

– Куда обратиться потребителю при возникновении спорных моментов относительно качества приобретенного товара?

 

В соответствии с действующим законодательством в случае, если потребитель считает, что ему продан товар ненадлежащего качества, он имеет право, при предъявлении товарного или кассового чека, или же гарантийного талона, обратиться непосредственно к продавцу. Продавец обязан по требованию потребителя:

  • заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • уменьшить покупную стоимость товара;
  • незамедлительно и безвозмездно устранить недостатки товара;
  • вернуть денежные средства, оплаченные за приобретение некачественного товара;
  • возместить потребителю расходы на устранение недостатков товара.

 

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Данное требование удовлетворяется в судебном порядке. Однако в случае взаимного согласия потребителя и продавца убытки могут быть возмещены во внесудебном порядке.

 

Непродовольственные товары надлежащего качества можно обменять на товар другого цвета, модели, фасона или размера в течение 10 дней с момента их покупки. Это касается случаев, например, если потребителю не подошел размер, цвет, материал товара или иные свойства. По продуктам питания ненадлежащего качества претензии принимаются в течение срока годности.

 

Также стоит уточнить что, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня передачи товара покупателю, либо в пределах более длительного срока, установленного договором.

 

– Сколько времени потребуется для проведения экспертизы?

 

При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Сроки проведения экспертизы товаров ненадлежащего качества обговариваются продавцом или изготовителем с потребителем. Конкретный срок проведения экспертизы законодательством не установлен, так как он зависит от свойств самого товара, а также от наличия технической возможности в республике по проведению необходимых испытаний.

 

Агентство по защите прав потребителей для проведения экспертизы самых востребованных потребительских товаров разработало и внесло в Кабинет Министров проект постановления по проведению «контрольной закупки». После утверждения данного нормативного акта Агентство, как уполномоченный госорган по защите прав потребителей, будет на системной основе проводить контрольный закуп товаров народного потребления в различных торговых объектах, а также организовывать проведение лабораторных испытаний отечественной и импортной продукции. На основе данных результатов, а также мнения самих потребителей будут составляться ежегодные рейтинги товаров по наименованиям. Это должно стимулировать производителей повышать качество и безопасность выпускаемой продукции.

 

– Бытует такое мнение, что в последние годы из-за отмены проверок торговые предприятия меньше контролируются, в результате нарушений стало больше. Насколько это верно?

 

– Данное мнение имеет под собой основу, так как многие граждане стали чаще сталкиваться с нарушениями со стороны производителей, продавцов и исполнителей работ или услуг. В то же время хотелось бы отметить, что сами потребители также стали лучше понимать свои законодательно закрепленные права. Быстрыми темпами развиваются общественные институты потребителей, в том числе большая заслуга в этом соцсетей, где потребители могут объединяться в тематические группы. Предприниматели также стали больше внимания уделять репутации своей компании и максимально быстро реагировать на сообщения пользователей Интернета. Однако дисбаланс в данном вопросе все же есть, поэтому по инициативе Президента страны в сентябре 2019 года организован отдельный уполномоченный госорган – Агентство по защите прав потребителей, наделенный соответствующими полномочиями.

 

Интересы потребителей и предпринимателей имеют равную силу, поэтому Агентство в своей работе прилагает все усилия, чтобы действовать в рамках действующего законодательства и соблюдать законные права и интересы обеих сторон. Опыт развитых стран показывает, что госрегулирования в области защиты прав потребителей недостаточно, необходимо максимально развивать общественные институты. Подобные объединения могут создаваться только по добровольной инициативе граждан. Агентство в своей деятельности поддерживает любые инициативы по созданию общественных организаций в данной сфере и готово оказать содействие в рамках своих полномочий.

 

– Как регулируется продажа товаров с маркировкой, когда потребители смогут уверенно покупать товары надлежащего качества?


– Сегодня Агентством разрабатываются изменения и дополнения в действующее законодательство, направленные на снижение потребления вредных продуктов питания. Они, в том числе, коснутся и маркировки товаров. Эти меры направлены на снижение потребления продуктов с высоким содержанием сахара, соли, трансжиров или искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов. Тенденции по снижению себестоимости выпускаемой продукции, особенно продуктов питания, наблюдаются во многих странах. Если сейчас не начать действовать, будущие поколения будут иметь больше проблем со здоровьем, чем мы.

 

Право потребителя на качественные товары закреплено законом. Агентство прилагает все усилия к обеспечению этого права. Максимально объективно рассматриваются проекты технических регламентов и стандартов на продукцию, даются обоснованные замечания и предложения. В целом требования к качеству продукции в большей части ужесточаются, однако стоит учитывать и покупательскую способность населения. Качественные товары всегда стоят дороже. Чтобы найти «золотую середину», отечественным производителям нужно создавать максимально комфортные условия, а соответствующим министерствам быть внимательными, не создавая необоснованных условий роста себестоимости продукции. Также самим потребителям нужно стать более требовательными, ведь основной закон рынка гласит – «если нет спроса, то и не будет предложения».

 

В январе 2020 года Агентством проведен масштабный опрос в сфере защиты прав потребителей в розничной торговле по всей республике. В опросе участвовало более 3 500 респондентов. По результатам опроса установлено следующее:

  • 70% опрошенных потребителей знают свои основные права;
  • более половины сталкивались с нарушением своих прав;
  • лишь 36% удалось восстановить свои права;
  • всего лишь 26% обращались за защитой своих прав в госорганы;
  • почти 90% респондентов обращают внимание на срок годности перед приобретением;
  • но лишь 74% пытались обменять некачественный товар;
  • половина опрошенных сталкивается с отказом в приеме платежей пластиковой банковской картой.

 

– Как видно из результатов опроса, до сих пор имеются трудности в безналичных расчетах, чаще всего такие случаи встречаются в областях, реже в Ташкенте и Ташобласти. Кроме того, восстановить свои права удается далеко не всем, в этом направлении у Агентства и общественных организаций большой фронт работ.

 

Также сами граждане должны быть сознательнее и сразу сообщать о нарушениях в госорганы. Статистика по работе с обращениями показывает их постоянное увеличение. Результаты опроса и предложения внесены в Кабинет Министров для организации мероприятий министерствами и ведомствами по совершенствованию данной сферы деятельности.

 

Агентство по защите прав потребителей всегда готово оказать помощь в восстановлении ваших прав и законных интересов в таких сферах, как коммунальные и транспортные услуги, строительство, общепит и розничная торговля, туризм, услуги связи, а также социальные и финансовые услуги.

 

Любой гражданин всегда может обратиться в Агентство любым удобным способом:

  • позвонив в Call-центр по короткому номеру: 1159;
  • направив обращение на электронную почту – info@consumer.uz;
  • оставив обращение на официальном сайте Агентства – www.consumer.uz.

 

 Лола Абдуазимова.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_