Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак считать налог на прибыль, если ПУ не получает дохода в Узбекистане Как оформить ЭТТН, если в пути груз перекладывается в другой транспорт Как реагировать на отказ в приеме декларации о совокупном годовом доходе С 1 мая 2024 года увеличивается величина минимальных потребительских расходов Как представить отчетность по налогу с оборота

Регуляторная гильотина, оценка воздействия и ряд экспертиз

29.10.2019

Читать на узбекском языке

 

Минюст предлагает внедрять в отечественную нормотворческую практику новые инструменты. Соответствующий проект размещен на портале СОВАЗ.

 

В своем пресс-релизе ведомство подробнее остановилось на наиболее важных механизмах, планируемых к внедрению в Узбекистане.

 

«Регуляторная гильотина»

 

Передовой зарубежный опыт законотворчества показывает, что это одна из наиболее эффективных мер по снижению затрат субъектов предпринимательства. Ее основная задача – снижение административного бремени на субъекты предпринимательства и граждан.

 

Внедрение этого инструмента можно уложить в четыре этапа:

  • назначается уполномоченный орган по проведению «регуляторной гильотины»;
  • уполномоченный орган совместно с министерствами, ведомствами и другими организациями проводит инвентаризацию всего законодательства, прямо или косвенно влияющего на бизнес;
  • каждый нормативно-правовой акт проходит через определенные фильтры, влияющие на его дальнейшую судьбу. В ходе анализа норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: «сохранить», «упростить», «отменить»;
  • уполномоченный орган вносит свои предложения по категориям «упростить» и «отменить» в вышестоящие инстанции.

 

К примеру, правительство Великобритании в 2011–2015 гг. запустило программы «Red Tape Challenge», «Focus on Enforcement» и «Cutting Red Tape», по итогам которых бизнесу удалось сэкономить более 10 млрд фунтов на соблюдении требований отдельных нормативно-правовых актов.

 

Оценка регуляторного воздействия

 

Новым девизом национального правотворчества станет: «отсутствие правового регулирования лучше, чем принятие некачественного, непродуманного нормативно-правового акта». Его можно будет реализовать, если госорганы будут оценивать регуляторное воздействие нормативных предложений и самих проектов.

 

По зарубежному опыту любая регуляторная инициатива должна пройти стадию апробации. То есть перед тем, как принять решение о разработке нового документа, необходимо взвесить все «за» и «против», измерить количественно и качественно текущее состояние, а также предлагаемые меры.

 

Уже на стадии инициирования проекта это позволит отсеять нецелесообразные инициативы и будет экономить время, кадровые ресурсы и финансовые затраты. Еще раз – на первом этапе прорабатывается вопрос необходимости разработки соответствующего проекта, сам проект еще не разработан. А уже после проводится оценка регуляторного воздействия составленного проекта акта.

 

Гендерно-правовая и другие экспертизы

 

В Узбекистане был принят Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», который заложил правовые основы гендерного равенства во всех сферах. Им предусмотрено проведение гендерно-правовой экспертизы проектов НПА, чтобы не допустить принятия актов, ведущих к прямой или косвенной дискриминации по отношению к мужчинам и женщинам.  

 

Наряду с этим проекты документов будут также проходить антикоррупционную, научно-лингвистическую и иные виды экспертиз. Это позволит поднять нормотворческий процесс на качественно новый уровень, а также сэкономить значительные бюджетные средства, затрачиваемые на разработку и внесение потенциально нецелесообразных проектов нормативно-правовых актов.