Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Сколько стоит обучение персонала? Часть IV

29.04.2016

В предыдущих обзорах мы постарались популярно разъяснить читателям, что такое развитие персонала, какие существуют форматы такого развития и какие из них наиболее эффективны, а также о том, кто за это несет ответственность. Остался вопрос последний и немаловажный – сколько это стоит? Об этом в нашем четвертом и заключительном обзоре про обучение и развитие персонала.

 

 

________________


Японская Toyota ставит своей главной целью не получение прибыли и не удовлетворение клиентов, а удовлетворение своих сотрудников. «Главное не в том, что мы выпускаем лучшие в мире автомобили, – говорят в Toyota. – Главное, что мы готовим лучших в мире людей». Потому что без удовлетворенных своей работой и вовлеченных в процесс людей невозможно создать действительно хороший и качественный продукт, за который проголосуют своим кошельком клиенты, обеспечивая тем самым процветание компании.

 

________________


 

Все намного проще, когда компания, обычно крупная, может себе позволить обучение и развитие своих сотрудников силами собственных или, как теперь принято говорить, корпоративных университетов. Как правило, такая бизнес-единица, функционирующая в области работы с персоналом (HRM), самостоятельно планирует собственную деятельность и бюджет на основе согласованных заявок на обучение со стороны самих сотрудников компании. Соответственно такая структура содержит в штате команду собственных бизнес- и (или) функциональных («играющих») тренеров.

 

Для справки: Функциональный тренер – это опытный сотрудник компании (или руководитель не выше среднего звена), который часть своего рабочего времени (максимум 20%) в рамках своих функциональных задач посвящает обучению других сотрудников компании, нуждающихся в экспертном техническом или нетехническом развитии. Обычно это оплачиваемая дополнительная рабочая нагрузка.

 

Существование такого подразделения в компании вполне оправдано, поскольку спрос на профессиональное развитие среди сотрудников есть всегда. А значит, есть и предложение, реализуемое своими же внутренними экспертами, хорошо знакомыми со спецификой деятельности собственной компании. К тому же это формирует лояльность сотрудников к предприятию и мотивирует их на эффективную работу, что в свою очередь приносит этому же предприятию немалую прибыль. А все потому, что компания в таком случае является уже не просто работодателем, а неким трамплином (университетом) для профессионального и карьерного роста как внутри компании, так и вне ее. За счет профессионального развития сотрудников растет и их рыночная стоимость как специалистов на рынке труда.

 

 

 

За счет чего растет профессионализм сотрудников компаний?

 

  •     получение опыта и экспертизы в процессе работы;

 

  •     участие в новых проектах;

 

  •     обмен информацией и опытом между сотрудниками;

 

  •     получение развивающей обратной связи от руководителя и коллег;

 

  •     наставничество, коучинг, менторство, тьюторство;

 

  •     тренинги, семинары, вебинары, конференции;

 

  •     саморазвитие и др.

 

 

Некоторые факты, подтверждающие эффективность развития персонала

 

Крупные западные компании, такие как «Ай-Би-Эм», «Моторола», «Дженерал Моторс», «Сименс» и др., создав собственные корпоративные университеты, ежегодно расходуют от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие персонала.

 

Недавние исследования, проведенные в 3 200 американских компаниях, показали, что 10-процентное увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда на 8,5%, в то время как такое же увеличение капиталовложений в средства производства дает прирост производительности только в 3,8%.

 

Специалисты Американского общества тренинга и развития (ASTD) подсчитали, что 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода. А в компании Motorola каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли. Разработанная и внедренная на одном из предприятий Motorola в 1987 году программа повышения качества Six Sigma позволила снизить показатель брака до 0,1% и сократить на 84% затраты, связанные с низким качеством. Таким образом, инвестиции в обучение персонала западных компаний могут приносить компаниям не только прибыль, но и сверхприбыль.

 

ASTD сообщает, что в последние годы в США на обучение одного работника было потрачено около 1 500 долларов в год. Половина из этих средств была потрачена на техническое и профессиональное обучение.

 

По результатам исследования Института организации производства в Атланте (Джорджия), повышение качества продукции и производительности труда в экономике США в долгосрочной перспективе будет обусловлено в 46% случаев вложениями в человеческий фактор (обучение и развитие), в 35% – созданием различных интегральных производственных систем и в 19% – использованием передовых технологий.

 

Особая роль принадлежит тренингу персонала. Уже сейчас на переподготовку специалистов в США отводится 15–20% рабочего времени. При этом считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5–8 раз. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует выделять специалистам 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40–48 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного обучения.

 

________________

 

В компаниях же с небольшим штатом сотрудников, в организационной структуре которых не предусмотрено наличие подобных бизнес-единиц или попросту нет в штате специалиста, занимающегося развитием персонала, вопрос об обучении сотрудников, к примеру, навыкам эффективных продаж, так же не теряет своей актуальности. И здесь возникает вопрос – как или с чьей помощью организовать такое обучение?

 

Стоит сразу оговориться, что профессиональное развитие – процесс затратный. Мы уже писали о серьезных временных издержках, которые необходимы для развития сотрудников в формате, например, наставничества. Несмотря на всю готовность и заинтересованность опытного сотрудника помочь новичку, перед ним все же остаются актуальными и его собственные цели и задачи в рамках функциональных обязанностей. У руководителей также времени «в обрез». Остается возможность организовать для группы сотрудников корпоративный тренинг с привлечением внешнего эксперта либо отправить своего подчиненного на открытый тренинг. И здесь возникает следующий, вполне резонный вопрос – сколько это стоит?

 

В Ташкенте в последние годы все больше стало появляться рекрутинговых, консалтинговых и образовательных учреждений, агентств и фирм, которые предлагают на рынке свои услуги по подбору и обучению персонала, проводят с помощью приглашаемых внешних экспертов открытые и корпоративные тренинги. Подобные объявления можно легко отследить в соцсетях или из рекламы в печатных и электронных СМИ. Но в таком взаимодействии существует масса подводных камней, представляющих для достижения конкретного результата с точки зрения развития персонала некую опасность. Ведь вложенные деньги в обучение сотрудников, естественно, должны окупиться.

 

Во-первых, необходимо определиться с уровнем экспертности самого тренера, которого могут предложить подобные учреждения. Главная загвоздка в том, что внешний эксперт не владеет внутренней ситуацией на предприятии. И это нормально. А для того, чтобы ею проникнуться, приглашаемому специалисту необходимы соответствующий опыт, дополнительные время и инструменты для анализа ситуации. Отметим, это в случае, когда речь идет об обучении группы сотрудников конкретного предприятия (корпоративный тренинг с участием внешнего эксперта).

 

Но грамотный бизнес-тренер, владея определенными техниками, сможет прояснить для себя ситуацию еще на этапе переговоров с заказчиком. А дальше уже все будет зависеть от выявленной проблемы, которую компания пытается решить через обучение персонала. Соответственно, на этом же этапе становятся ясны специфика, продолжительность и стоимость тренинга. Что касается выявленных экспертом проблем, то в практике известны случаи, когда тренеры-профессионалы честно отказывались брать заказ на тренинг, потому что в некоторых ситуациях тренинг – это не всегда решение возникшей проблемы на производстве. Главное, на что необходимо обратить внимание при выборе тренера, - это его экспертность в обсуждаемых вопросах, значительный опыт, который нашел свое отражение не в его резюме, а главным образом в отзывах других клиентов (заказчиков) и участников его прошлых тренингов.

 

Во-вторых, немаловажную роль в выборе поставщика образовательных услуг играют репутация и опыт самого учреждения-поставщика. Поэтому важно обратить внимание на то, с какими компаниями провайдер тренерских услуг уже имеет опыт взаимодействия, насколько это партнерство было успешным, и какие есть рекомендации. Причем здесь важна не столько длина списка компаний, с которыми есть опыт взаимодействия, сколько их известность, серьезность и авторитетность, «раскрученность» бренда, масштабы деятельности, охват рынка и т. д.

 

Третьим, если не самым важным для многих предпринимателей, критерием отбора поставщика необходимых знаний и умений является цена. И вот здесь возникает самая главная опасность – риск продешевить. Поскольку привлекательная и невысокая цена совсем не гарантирует серьезную экспертность тренера, его умение работать с группой и профессиональное владение необходимыми инструментами, знаниями и навыками. А услуги высокопрофессионального и опытного бизнес-тренера, как правило, стоят недешево.

 

На сегодня в Узбекистане активно развивается рынок образовательных услуг. Уже известны визиты в страну знаменитых гуру, стоимость участия в тренингах которых колеблется от полутора до двух миллионов сумов за одного человека. Принять участие в таких тренингах смогут себе позволить разве что сами руководители местных компаний и фирм.

 

Но есть и гораздо более доступные тренинги, курсы и мастер-классы от отечественных образовательных учреждений. Так, к примеру, провести корпоративный тренинг для группы сотрудников из 15-18 человек отдельно взятого предприятия или фирмы, с участием отечественного бизнес-тренера обойдется ее бюджету от 950 до 1500 долларов США по курсу ЦБ. Надо сказать, что в эту сумму, как правило, входят не только гонорар тренера и посреднические услуги фирмы-провайдера. Она также включает в себя расходы на аренду помещения и мультимедийного оборудования (при необходимости), закупку канцтоваров, тиражирование раздаточного материала и многое другое. А стоимость участия одного сотрудника в каком-либо открытом тренинге, организованном ташкентскими консалтинговыми агентствами, обойдется примерно в 150-300 тысяч сумов.

 

Кроме того, можно принять участие в так называемых демо-тренингах или мастер-классах бесплатно. Такая практика уже тоже достаточно распространена среди различных образовательных учреждений Ташкента. То есть перед тем, как принять решение об участии в полноценном платном тренинге, можно «пристреляться», приняв участие в непродолжительной (2-3 часа) бесплатной обзорной лекции (или демо-тренинге) по определенной теме. И если вас устроил тренер, его навыки работы с группой, экспертность, образованность, жизненный опыт, умение раскрыть тему, которая так же показалась вам актуальной, – добро пожаловать на обучение в полноценном формате!

 

*   *   *

 

В заключение цикла обзоров по теме обучение и развитие персонала мы не можем не упомянуть о Центре профессионального развития «Норма», образовательная деятельность которого также направлена на повышение профессионализма бухгалтеров, экономистов, юристов, кадровиков и управленцев. Подробнее узнать о работе Центра, а также ознакомиться с расписанием курсов, семинаров и вебинаров можно здесь.

 

Михаил ВИШНЯКОВ, наш корр.

 

Публикации по теме:

 

 

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть I 



Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть II

 

 

 

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть III



Центр профессионального развития «NORMA»: итоги 2015 года 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах