Состоялось заседание Пленума Верховного суда.
В ходе заседания обсуждены проекты двух постановлений, которые направлены на точное и единообразное применение законов и формирование единой судебной практики.
Первый документ – постановление «Об определениях суда первой инстанции по гражданским делам» – разработан в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса в новой редакции, для обеспечения единообразного и правильного применения его норм при вынесении судом первой инстанции определений.
Определение суда первой инстанции, в отличие от определений, выносимых по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, не является судебным актом, разрешающим дело по существу (таковым является решение суда, ред.). Общий порядок вынесения, содержание и исполнение определений суда первой инстанции регламентированы нормами ГПК.
Определения суда первой инстанции могут быть вынесены судом как в отдельном помещении (совещательной комнате), так и на месте с занесением в протокол судебного заседания. Предусмотрено вынесение определений как по отдельным процессуальным вопросам, возникающим в ходе производства по делу, так и определений, которыми оканчивается производство по делу (об оставлении заявления без рассмотрения, прекращении производства по делу).
Вынесение определений суда по гражданским делам |
|
В отдельном помещении (совещательной комнате) |
На месте, без удаления в совещательную комнату |
|
|
Вместе с тем, суд по своему усмотрению вправе по любому из перечисленных вопросов вынести определение в виде отдельного процессуального документа. Внимание судов обращено на необходимость вынесения определений в строгом соответствии с требованиями ГПК, предъявляемыми к его содержанию. Определение, вынесенное судом первой инстанции на месте, должно содержать сведения о предмете спора и сути обсуждаемого вопроса, мотивах и ссылку на нормы закона, обосновывающие выводы суда, и выводах суда по разрешаемому вопросу и подлежит оглашению немедленно. Определение суда, вынесенное в отдельном помещении (совещательной комнате), должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Проект постановления Пленума «О практике взыскания судебных расходов по административным делам» направлен на устранение недостатков, имеющихся в судебной практике по взысканию судебных расходов по административным делам, обеспечение правильного применения судами законодательства по указанному вопросу.
Судебные расходы по административным делам состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Под госпошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Поскольку госпошлина наряду с другими видами обязательных платежей является составляющей частью формирования доходов Госбюджета, судам необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о ее взыскании по административным делам.
Госпошлина по административным делам взимается:
- с подаваемых в суд первой инстанции заявлений об оспаривании ведомственных НПА;
- об оспаривании не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц решений, действий (бездействий) органов госуправления, иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц;
- об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий;
- об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа ЗАГС;
- об обжаловании отказа в госрегистрации либо уклонения от нее в установленный срок;
- с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;
- за выдачу дубликатов и копий судебных документов.
За выдачу фотокопий материалов дела государственная пошлина не взимается.
Отношения, связанные с уплатой пошлины по административным делам, регулируются Налоговым кодексом, Кодексом об административном судопроизводстве и постановлением Кабинета Министров от 3.11.1994 г. № 533 «О ставках государственной пошлины».
Госпошлина уплачивается до подачи в суд заявления, жалобы, если иное не установлено законом (например, в случаях освобождения плательщика от ее уплаты, отсрочки либо рассрочки). Факт уплаты в безналичной форме должен быть подтвержден платежным поручением с отметкой банка о принятии платежа. При оплате наличными подтверждающий документ –квитанция, выдаваемая плательщику банком по установленной форме, либо квитанция, выдаваемая плательщику организацией или должностным лицом, принявшим госпошлину, по форме, установленной Минфином и ГНК.
Когда одним платежным поручением госпошлина уплачена по нескольким заявлениям, подлежащим рассмотрению в данном суде, платежное поручение прилагается к одному из дел. В остальных делах судьей производится отметка (составляется справка) об уплате пошлины с указанием даты и номера платежного поручения и со ссылкой на дело, в котором находится платежное поручение.
Размер госпошлины зависит от требования, с которым заявитель обращается в суд, и определяется по утвержденным ставкам. С заявлений, состоящих из нескольких самостоятельных требований, пошлина взимается за каждое требование в отдельности по соответствующим им ставкам.
Внимание судов обращено на то, что при вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями госпошлина взимается на общих основаниях. Со вступившего в дело правопреемника заявителя она взыскивается на общих основаниях, если не была уплачена ранее.
По сообщению пресс-службы
Верховного суда.