Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам

Законодательство о рекламе глазами специалистов

03.08.2016

Постепенно реклама из милых намеков превращается во внедрение в сознание, а иногда и в подсознание. Как избежать крайностей в этой чувствительной, но востребованной для общества сфере?

Реклама во многих странах относится к виду информации, и главным в правовом регулировании становится защита принципа свободы информации с учетом разумных и оправданных ограничений.

 

Правовое регулирование дефинирует общие и специальные требования к рекламе, права и обязанности субъектов рекламного рынка, механизмы контроля за соблюдением установленных норм, ответственность за нарушения.

 

Как мы сообщали ранее, на круглом столе «Совершенствование правовых основ рекламной деятельности», организованного парламентским Комитетом по вопросам информации и коммуникационных технологий и Госкомконкуренции, состоялась оживленная дискуссия о действующем законодательстве о рекламе.

 

Дилшод Азимов, начальник управления Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции:

 

– В действующий Закон «О рекламе» изменения и дополнения уже вносились 11 раз. На госпортале обсуждался законопроект о внесении в него изменений и дополнений, в котором предлагается внести поправки в статьи 2, 5, 6, 7, 16, 17, 19, 20, 25, 26, 28, вводятся новые статьи 221, 251,261.  

 

В случае принятия в указанном формате Закона, в нем отразятся мировые тенденции рекламного дела, получат правовую поддержку меры по недопущению недобросовестной рекламы, и ограждению от ее негативного влияния социально уязвимых и неискушенных в вопросах выбора категории людей.

 

Журабек МАВЛОНОВ, руководитель проекта НИМФОГО:

 

Сейчас особое значение придают формам воздействия на общественное мнение, умонастроение людей, их поведение и действия. Одна из таких форм – институт социальной рекламы, у которой широкие возможности распространения общечеловеческих ценностей.

 

Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества, изменение поведенческих моделей, ориентирование аудитории на положительные поступки. Анализ показывает, что, если коммерческая реклама получила детальное правовое регулирование, то институту социальной рекламы в национальном законодательстве уделено недостаточное внимание.

 

В Законе «О рекламе» (ст. 16, 17, 21) дается определение социальной рекламной информации, говорится о ее благотворительности и обязанности распространителей рекламы о ее размещении не менее 5% от общего годового объема эфирного времени, печатной или рекламной площади.

 

Но в законодательстве есть недостатки в этой сфере:

 

- отсутствует дефиниция «социальная реклама». Её определение базируется на концепции «реклама - информация», что сужает сферу ее применения;

 

- распространители рекламы обязаны размещать социальную рекламу не менее 5% от общего годового объема. Но механизм такой обязанности не раскрывается;

 

- нет определения вводящей в заблуждение рекламы;

 

- для предотвращения вводящей в заблуждение рекламы нужно ввести предварительное обоснование рекламных утверждений;

 

- в Законе говорится, что деятельность лиц по производству и распространению социальной рекламной информации на безвозмездной основе признается благотворительной. Однако социальная реклама далеко не всегда направлена на достижение благотворительных целей. У нее могут быть цели, выражающие, например, интересы государства;

 

- действующее законодательство не предусматривает бюджетное финансирование социальной рекламы.


- в Законе отсутствуют как санкции за отказ от размещения социальной рекламы, так и положения о поощрении за ее активное распространение.

 

- Налоговый кодекс (статьи 20,130,145, 202,208) затрагивает аспекты только коммерческой рекламы. В нем не предусмотрены льготы для стимулирования социальной рекламы.

 

В отличие от коммерческой, социальная реклама часто не приносит быстрых результатов в виде прибыли, материальных и моральных дивидендов. Причем ее эффективность может проявиться и через несколько лет, и через целое поколение.

 

Нами выявлен ряд проблем, которые препятствуют полноценному развитию института социальной рекламы в Узбекистане:

 

отсутствие государственной концепции социальной рекламы, с научным обоснованием, и четко проработанной нормативно-правовой базой, ориентированной на социальную рекламу;

 

отсутствует единый координирующий госорган, непосредственно регламентирующий создание и размещение социальной рекламы и выполняющий контрольные функции;

 

на эффективность социальной рекламы сказываются отсутствие комплексной технологии диагностики социальных проблем, невысокое качество технического и творческого исполнения социальной рекламы.

 

Как следствие, создание и размещение социальной рекламы неупорядоченно, что препятствует повышению степени доверия людей к рекламе в целом, и к социальной, в частности.

 

На круглом столе были высказаны мнения экспертного сообщества, практиков рекламного бизнеса и масс-медиа.

 

Так, участник группы «Потребитель.уз» в социальной сети facеbook отметил необходимость нормативно повысить ответственность рекламодателей за содержание и достоверность рекламы.

 

Представитель Узтелерадиокомпании предложил внести в НПА вопросы правового регулирования «скрытой» рекламы.

 

Сотрудник Ташпасстранса отметил, что размещение рекламы внутри автобусов понятно и регулируемо, а на внешних бортах транспортных средств нет, т.к. производить ее по согласованию с ГСБДД, у которой нет нормативных стандартов, сложно и долго.

 

Представитель рекламного агентства, специализирующегося на внешней рекламе, считает, что Закон должен быть прямого действия, и не опутанный требованиями подзаконных актов, которые порой противоречат основному документу.

 

Эксперт портала Norma.uz считает, что количество новелл в законопроекте указывает на то, что нужно принять закон о рекламе в новой редакции и отдельный НПА «О социальной рекламе». Уполномоченный орган-регулятор должен осуществлять постоянный мониторинг рекламы на предмет плагиата и достоверности, ведь иногда врачебно-оздоровительные услуги и лекарства рекламируют актеры, одетые в белые или иного цвета медицинские халаты.

  

* * *


Надо сказать, что помимо правовых аспектов в рекламе присутствует и психология. В последние время психология рекламы получила статус самостоятельной прикладной социальной науки, связанной с поведением и психологией потребителей, права и интересы которых должны быть обеспечены и защищены. Но это тема отдельной статьи.

 

Однозначно, мы за рекламу, которая помогает развитию бизнеса, повышению благосостояния и занятости населения, продвижению качественных товаров и услуг. Но только при соблюдении баланса интересов предпринимателя и культуры, физического и психического здоровья потребителя.

 

Маъруф УСМАНОВ.

 

 

Публикации по теме:


Рекламную деятельность ждут изменения


За какую информацию в рекламе могут наказать?


Столицу очистят от безграмотной рекламы

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах