Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Законопроект по хронометражу, тематическим и экспресс-изучениям будет дорабатываться

Законопроект по хронометражу, тематическим и экспресс-изучениям будет дорабатываться

11.12.2018

Читать на узбекском языке

Депутаты выступили с возражениями по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Концепции бюджетно-налоговой политики на 2019 год и прогнозных ориентиров на 2020–2021 годы».

 

Это следует из сообщения пресс-службы Законодательной палаты об очередном заседании, состоявшемся 10 декабря 2018 года.

 

Как отмечалось, данный законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Поправки нацелены на конкретное применение некоторых норм законодательства в целях реализации Концепции бюджетной политики на 2019 плановый год и прогнозных параметров на 2020–2021 годы, создание необходимых правовых условий упорядочения межбюджетных отношений и отдельных вопросов в сфере налогообложения.

 

Однако данный законопроект в ходе состоявшихся обсуждений в комитетах и фракциях нижней палаты Парламента стал причиной появления у депутатов ряда вопросов и возражений.

 

По регламенту после утверждения Бюджетного послания связанный с ним проект закона о бюджетно-налоговой политике должен быть внесен Правительством в нижнюю палату Парламента. После широкого обсуждения в комитетах и фракциях Законодательной палаты и принятия в течение 10 дней документ направляется в Сенат. Депутаты отметили, что Кабинет Министров внес данный чрезвычайно сложный и важный законопроект в Законодательную палату с большим запозданием.

 

Кроме того, в последнее время акцент неоднократно делается на том, что принимаемые законы должны иметь прямое действие, в них не должно быть отсылочных норм. Однако в данном законопроекте есть множество отсылочных норм, что также вызвало недовольство депутатов.

 

Также, по мнению парламентариев, законодательное закрепление в статье 71 законопроекта того, что налоговая проверка по изучению хронометража, т.е. выявлению реальных объемов реализации товара (работ, услуг) в целях установления настоящего объема поступлений в период проведения хронометража наличного денежного поступления, объемов производства, реализации товара (работ, услуг) субъектов предпринимательства служит основанием для начисления налоговых и других обязательных платежей, на практике может привести к ряду проблем.

 

Дело в том, что в большинстве случаев объемов производства, реализации товара (работ, услуг) имеется сезонный характер, хронометражное изучение зачастую проводится в сезон активных поступлений. Например, справедливо ли по отношению к субъекту предпринимательства проводить в летний период хронометраж в точках по продаже прохладительных напитков и на их производствах или в зимний период – в фармацевтических компаниях?

 

Между тем в естественных условиях, т.е. в  «мертвый» сезон у субъектов предпринимательства уменьшаются поступления. Определение в данном законопроекте того, что случаи уменьшения прибыли у налогоплательщика от реализации товара (работ, услуг) классифицируются как уклонение от уплаты налога, вызвало возражение у депутатов. Между тем подчеркивалось, что причиной тому может также стать ряд объективных и субъективных факторов.

 

Напомним, описанные выше проблемы уже освещались экспертами портала в материалах «Повторное занижение наличной выручки, обнаруженное хронометражем, приравняют к уклонению от налогов» и «Новое в хронометраже: негативные последствия для бизнеса».  

 

Также парламентарии обсудили установленный проектом порядок проведения тематических и экспресс-изучений налогоплательщиков. С их точки зрения, в то время, когда в нашей стране поэтапно либерализуется законодательство, создаются более широкие возможности и свободы для предпринимателя, «изобретаются» новые механизмы проверок, просто по-новому звучащие. Проведение таких изучений займет лишь время предпринимателя, окажет негативное воздействие на эффективность работы.

 

Для справки: порядок проведения тематических и экспресс-изучений на данный момент регламентируется подзаконным актом (см. подробнее). Ранее мы изучили соотношение данных процедур с налоговыми проверками, с результатами исследования можно ознакомиться здесь.

 

В ходе обсуждений еще одна норма законопроекта стала предметом бурных дискуссий и возражений. Это вопрос паспортизации налогоплательщиков в целях сбора достоверных данных о налогоплательщиках ОГНС для формирования базы данных. Она проводится путем учета, повышения и изучения уровня законности имеющихся данных, т.е. изучение территории, зданий и сооружений, собственности налогоплательщика. К процессу также могут привлекаться работники правоохранительных органов.

 

Депутаты возразили – не должно ли это быть обычным, повседневным процессом? Зачем понадобился представитель правоохранительного органа? Лишь для составления списка? Будет ли справедливым, если ныне, когда мы пропагандируем построение гражданского общества, на территории органа самоуправления граждан – махалли ее активисты сами не будут составлять списки? Не послужит ли это принижению статуса и авторитета махалли как уникального института для нашей страны?

 

В указе Президента от 13.12.2017 г. № УП-5283 предусмотрено увеличение доходов местных бюджетов, направление накопленных дополнительных доходов на усиление финансовой свободы местных органов государственной власти и развитие территорий. В законопроекте же вопрос оставления дохода местных бюджетов в распоряжении территорий отражен относительно неопределенно, что также привлекло внимание депутатов.

 

По итогам, депутаты предложили отложить обсуждение проекта до следующего заседания палаты, а Комитету по бюджету и экономическим реформам рекомендовано с учетом высказанных депутатами предложений и критики – провести серьезную работу над документом с привлечением ответственных членов Правительства, специалистов соответствующих министерств и ведомств.

 

По материалам Законодательной палаты

Олий Мажлиса.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2019-01-15
  • USD:8356.18 (+19.11) сум
  • EUR:9582.03 (+83.61) сум
  • RUB:124.97 (+1.61) сум