Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Тематические и экспресс-изучения: в чем разница с проверками?

14.09.2018

Читать на узбекском языке

 

В этом обзоре – сравнение новых видов налогового контроля – тематических и экспресс-изучений с уже знакомыми бизнесу проверками.

 

Напомним, в стране действует 2-годичный мораторий на проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) субъектов предпринимательства (см. указ Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308, а также обзор).

 

Учитывая, что несколько видов проверок вообще отменены, с 1.09.2018 г. остались следующие виды контроля деятельности субъектов предпринимательства:

- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в рамках уголовных дел;

- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в связи с ликвидацией юридического лица;

- проверки, проводимые:

  • на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
  • инициируемые контролирующими органами по итогам результатов риск-анализа деятельности субъектов предпринимательства;

- камеральный контроль;

- хронометраж поступления наличной денежной выручки;

- налоговый мониторинг;

- мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.

 

Вместе с тем в рамках камерального контроля налоговым органам предоставлено право проводить тематические и экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в его отчетах (см. п. 7 постановления Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802). ГНК разработал проект положения, регламентирующего процедуру таких изучений (см. обзор).

 

Изучения – это новая форма реализации контрольных функций налоговых органов. Чем они отличаются от ревизий – проверок финансово-хозяйственной деятельности? Для ответа на этот вопрос нами составлена сопоставительная  таблица.

 

 

Тематические и экспресс-изучения

Налоговые проверки

Комментарий

Что изучается (проверяется)?

Достоверность предоставленной отчетности и правомерность применения налоговых и таможенных льгот

Соблюдение законодательства, в т.ч. налогового и валютного

Отчетность должна охватывать все хозяйственные операции субъекта предпринимательства в целях обеспечения ее законности. Поэтому изучение отчетности – это и есть проверка деятельности бизнеса. В данном случае речь идет об одном и том же, но разными словами

Необходимость регистрации изучения (проверки) в «Книге регистрации проверок»?

Не требуется

Требуется

 

Юридическое основание для изучения (проверки?)

Приказ органа государственной налоговой службы о назначении изучения

Приказ органа государственной налоговой службы о назначении проверки, письмо прокуратуры о согласовании проверки, план проверки

Документов и разрешений  для проведения тематических и экспресс-изучений требуется существенно меньше, чем для проверок

Каковы фактические основания для проведения изучения (проверки)?

По тематическим изучениям:

 

1) наличие информации, поступившей из внешних источников, о фактах или признаках неуплаты налогов и др. обязательных платежей;

 

2) перевод денежных средств в оффшорные зоны;

 

3) наличие информации о просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам;

 

4) нарушения налогового законодательства, установленные у одного налогоплательщика и характерные для предприятий отрасли в целом;

 

5) необходимость анализа правомерности использования налогоплательщиком налоговых и таможенных льгот, а также правильность их отражения в бухгалтерском учете;

 

6) необходимость выполнения органами государственной налоговой службы контрольных функций, вытекающих из требований постановлений Президента и Правительства, а также других НПА.

 

По экспресс-изучениям:

 

1) наличие расхождений в отчетах о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с госдолей в уставном капитале 50% и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями в размере 30% от их чистой прибыли;

 

2) наличие несоответствий объемов приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выявленное при анализе расчетных счетов налогоплательщиков, а также бухгалтерских счетов предприятия, отражающих товары, сырье, материалы и готовую продукцию;

 

3) наличие расхождений по нескольким видам налогов и других обязательных платежей, а также выявленных расхождений в отчетности налогоплательщика, требующих дополнительного изучения;

 

4) наличие информации о предоставлении в органы государственной таможенной службы при таможенном оформлении ввозимых товаров недостоверных сведений с целью необоснованного завышения (занижения) фактурной стоимости товара

По проверкам по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа:

 

1) Наличие обращения физического и/или юридического лица о факте нарушения;

 

2) Результаты риск-анализа.

 

По проверкам финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием):

 

1) систематическое нарушение налогового законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей в течение финансового года;

 

2) выявление нарушений налогового законодательства на сумму свыше 100 МРЗП (после принятия налоговыми органами мер, предусмотренных законодательством);

 

3) выявление фактов нарушения налогового законодательства субъектами с долей государства в уставном фонде более 50%

Основания для тематических и экспресс-изучений даже шире, чем у проверок

Как проводится изучение (проверка)?

Налоговые органы будут вправе:

Налоговые органы вправе:

При проведении тематических и экспресс-изучений налоговые органы будут пользоваться такими же полномочиями, как при проверках финансово-хозяйственной деятельности (ревизиях)

- получать доступ на территорию или в помещения, используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;

- получать доступ к объектам проверки;

- требовать документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей, а также обоснованностью применения льгот;

- требовать необходимые материалы и документы, непосредственно связанные с проведением проверки;

- проводить сверки результатов, установленных при проведении камерального контроля с данными первичных бухгалтерских документов налогоплательщика;

- изучать и сопоставлять бухгалтерские, финансовые, статистические, банковские и иные документы;

- обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика для подтверждения наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, представленных налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа;

- обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

- производить инвентаризацию имущества;

- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

- истребовать документы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика;

- изымать документы и предметы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально-ответственных работников налогоплательщика;

- в случае воспрепятствования проведению изучения или отказа в допуске должностных лиц ОГНС для обследования территорий, помещений, в т.ч. мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения обращаться в суд за приостановлением операций по счетам налогоплательщика в банках

- обращаться с заявлением в суд о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в т.ч. мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения (имеются и др. основания)

В какие сроки проводится изучение (проверка)?

до 10 дней

Проверки по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа – от 1 до 10 дней;

 

Проверки финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием) – до 30 дней

Срок тематических и экспресс-изучений схож со сроком проверок по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа

Какой период изучается (проверяется)?

Период, охваченный камеральным контролем. Вместе с тем период охвата для камерального контроля в законодательстве четко не определен (как правило, от одного квартала до одного финансового года, однако встречаются случаи доначислений за 5 лет)

Период, охватываемый:

 

- проверкой по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа – 3 года, предшествующих проверке;

 

- проверкой финансово-хозяйственной деятельности (под 2-годичным мораторием) – последние 5 лет

 

Период, охватываемый изучением, существенно меньше периода, охватываемого проверками

Как оформляется изучение (проверка)

Справка с указанием нарушений либо отметкой об их отсутствии. Справку приобщат к материалам камерального контроля

Акт проверки

Формально справка от акта мало чем отличается

Какие последствия наступают?

По результатам камерального контроля налоговые органы направляют требование внести соответствующие исправления в отчетность. А налогоплательщик обязан в 10-дневный срок подать уточненную отчетность (с доплатой налогов и пени) либо обосновать свою правоту по выявленным расхождениям.

 

При несогласии с оправдательными доводами налогоплательщика налоговые органы взыскивают доначисленные суммы в судебном порядке

При обнаружении нарушений налоговые органы инициируют применение к налогоплательщику финансовых санкций, административной и уголовной ответственности

 

В случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в 30-дневный срок штрафы, предусмотренные в Налоговом кодексе, не применяются[1].

 

Но на рассмотрение вопроса о привлечении должностных лиц налогоплательщика к административной и уголовной ответственности это влияет только при совершении правонарушения впервые (см. ст. 271 КоАО, ст. 184 УК)

Последствия изучений, представляются более мягкими

См.: статьи 16, 17 закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и главы 14 и 15 Налогового кодекса.

 

Итак, в случае принятия Положения о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс изучений в предлагаемой редакции, они будут по содержанию теми же ревизиями, на которые объявлен мораторий. Более того, в проведении изучений контролирующие органы практически ничем не ограничены:

- широкий список оснований для проведения;

- отсутствие необходимости согласовывать изучения и вносить сведения о них в Единую систему электронной регистрации проверок;

- отсутствие ограничений на периодичность проведения (один и тот же субъект предпринимательства может изучаться несколько раз в год);

- неопределенный период, охватываемый изучением;

- отсутствие запрета на повторное изучение и проверку ранее изученного периода.

 

Единственное отличие – последствия изучения. Как уже было указано в предыдущем обзоре, по результатам камерального контроля налоговые органы направляют требование внести соответствующие исправления в отчетность. А налогоплательщик обязан в 10-дневный срок подать уточненную отчетность (с доплатой налогов и пени) либо обосновать свою правоту по выявленным расхождениям. То есть налогоплательщику дается шанс самому исправить свои ошибки и меры ответственности не применяются. В случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности орган государственной налоговой службы обращается с исковым заявлением в суд по взысканию доначисленных налогов и других обязательных платежей.(ст. 70 НК).

 

Описанный выше порядок тематических и экспресс-изучений сегодня – это проект. Надеемся, что при дальнейшей работе над ним будут предусмотрены гарантии прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

 

Самир Латыпов.

 


[1] Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

 

 

Курс валют

2018-11-13
  • USD:8271.27 (+21.30) сум
  • EUR:9374.66 (--17.93) сум
  • RUB:121.79 (--2.88) сум