Опубликовано Положение о порядке создания в органах государственной налоговой службы системы анализа опасности совершения налогового правонарушения (рег. № 3075 от 5.10.2018 г.).
Напомним, в стране внедряется система «риск-анализа», которая призвана обеспечить отбор налогоплательщиков для проведения налоговых проверок (см. указ Президента от 27.07.2018 г. № УП–5490). Идея заключается в том, чтобы исключить из процесса человеческий фактор.
Анализируемые сведения
Итак, принятый документ определил, что налоговые органы посредством специального программного продукта должны анализировать поступающую о налогоплательщиках информацию из внешних источников по 5-ти направлениям:
1. Наличие налоговой задолженности в лицевой карточке субъекта предпринимательства;
2. Систематическое (2 и более раз в течение одного года) проведение перерасчета в налоговой отчетности, представленной субъектами предпринимательства по налогам и обязательным платежам при исполнении налоговых обязательств;
3. Систематическое (2 и более раз) изменение субъектом предпринимательства в течение отчетного периода первоначально зарегистрированного юридического адреса с одной территории на другую;
4. Использование субъектом предпринимательства не принадлежащего ему платежного терминала;
5. Обращения физических и юридических лиц с недовольством деятельностью одного и того же субъекта предпринимательства.
Отметим, что законодательство позволяет включать в «риск-анализ» также другие направления.
Уровни опасности
Программный продукт проведет полный анализ полученной информации и сформирует итоговый результат об уровне опасности совершения налогового правонарушения по балльной системе. При этом программа будет исходить из суммы недостатков (по всей видимости, речь идет об их денежном выражении – ред.) и обстоятельств, при которых недостатки были допущены.
Анализ станет проводиться ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за кварталом. Однако это правило не коснется субъектов предпринимательства, осуществлявших небанковский оборот денежных средств в крупном размере.
Опасность совершения налогового правонарушения разделили на три уровня:
а) субъекты предпринимательства с высокой опасностью совершения налогового правонарушения;
б) субъекты предпринимательства со средней опасностью совершения налогового правонарушения;
в) субъекты предпринимательства с низкой опасностью совершения налогового правонарушения.
Лица, не согласные с результатами анализа, вправе обжаловать их вышестоящему органу либо в суд.
Последствия «риск-анализа» для бизнес-субъектов
В зависимости от степени риска налоговые органы принимают следующие меры в отношении субъектов предпринимательства:
Уровень опасности |
Извещение через персональный кабинет |
Проведение камерального контроля |
Проведение налоговой проверки |
Высокий |
Извещается о присвоении уровня опасности |
Проводится камеральный контроль |
При непредставлении по итогам камерального контроля уточненной отчетности либо обосновывающих позицию налогоплательщика документов налоговые органы обращаются в прокуратуру для проведения проверки |
Средний |
|||
Низкий |
Извещение не предусмотрено |
Камеральный контроль не проводится |
Налоговые органы не обращаются в прокуратуру для проведения проверки |
Важно! По Временному положению о порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства результаты «риск-анализа» являются основанием для проведения проверок продолжительностью от 1 до 10 дней. На такие проверки не распространяется 2-годичный мораторий, объявленный указом Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308 (подробнее о проверках – в обзоре).
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 6.10.2018 г.
Самир Латыпов.