Правление Центрального банка утвердило Положение о минимальных требованиях к деятельности микрокредитных организаций и ломбардов при их взаимодействии с потребителями финансовых услуг (рег. № 3262 от 30.06.2020 г.).
Настоящее Положение разработано в соответствии с законами «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О микрокредитных организациях», «О микрофинансировании».
Положением установлено, что:
- потребители вправе свободно выбирать предлагаемые кредитными организациями (КО) услуги;
- предоставление КО одной услуги, с условием обязательного использования другой дополнительной услуги, запрещается;
- КО оказывает финансовые услуги в соответствии с договором, заключенным с потребителем. Текст договора оформляется на государственном языке. По взаимному согласию, он может быть составлен и на другом языке.
КО должны раскрывать потребителю информацию о предоставляемых ими финансовых услугах, в обязательном порядке бесплатно предоставлять и знакомить потребителей с такими сведениями до составления договора. Потребитель вправе перед подписанием договора на оказание финансовых услуг (кредит, микрокредит, микрозаем, микролизинг и др.) забрать один экземпляр с собой для ознакомления.
В период оказания услуг по кредиту КО, в течение одного дня со дня получения устного или письменного запроса от потребителя, ему один раз в месяц в письменной форме должна предоставляться следующая информация:
- лимит кредитования;
- сумма денежных средств, выплаченных по кредиту;
- остаток долга по основной сумме;
- величина, состав и сроки очередных платежей (график платежей);
- размеры выплачиваемых сумм, при возникновении желания досрочного полного или частичного погашения кредита;
- сумма и состав просроченной задолженности;
- информация о направлении поступающих денежных средств на погашение кредита.
В Положении указан перечень документов, экземпляры которых, утвержденные КО, должны предоставляться бесплатно потребителю по его требованию.
В документе также прописаны:
- требования к минимальному объему информации, предоставляемой потребителям;
- основные правила организации взаимодействия КО с потребителями;
- правила осуществления взаимодействия КО с потребителями при возникновении задолженности;
- требования к рассмотрению обращений потребителей.
Обращения потребителей в КО в срок не позднее 15 дней со дня их поступления, в случае когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка или затребование дополнительных документов, в течение одного месяца, должны быть рассмотрены и на них даны ответы в письменной или электронной форме.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 1.10.2020 г.
Баходир Каюмов.