Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Кому нужно вести Журнал учета счетов-фактур – читать на buxgalter.uzКогда неподписанные ЭСФ будут подтверждены – читать на buxgalter.uzГНК разъяснил: как стать налоговым резидентом досрочно – читать на buxgalter.uzЧто делать, если работница не хочет уходить в декрет – читать на buixgalter.uzЧто делать, если счет-фактуру не выставили в срок – читать на buxgalter.uzМинфин рекомендует: как правильно учитывать скидки – читать на buxgalter.uzКак получить валюту за экспорт через интернет – читать на buxgalter.uz

Лицензий и разрешений станет меньше, получить их – проще

25.08.2020

Читать на узбекском языке

 

Президент 24 августа подписал Указ о кардинальном совершенствовании лицензионных и разрешительных процедур.

 

С 1 января 2021 года отменяются отдельные виды лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера, в том числе путем объединения и внедрения уведомительного порядка*. О последнем чуть подробнее.

 

Уведомительный порядок означает, что субъекту не требуется решение уполномоченного органа для начала деятельности или совершения действия, но нужно направить уведомление, подтверждающее его соответствие установленным требованиям и условиям. Проверяется это соответствие в процессе представления документов, приоритетно без вмешательства человека. При этом взимается сбор – до 50% БРВ, кроме уведомлений о начале строительно-монтажных работ и розничной торговли алкоголем. Лицензии и разрешительные документы, оформленные на деятельность (действие), в рамках которой внедряется уведомительный порядок, продолжат действовать – их владельцам направлять уведомление не придется.

 

Также с 1 января 2021 года:

1. сокращаются сроки оформления некоторых лицензий и разрешительных документов*;

2. при лицензировании туристской деятельности сертификация услуг туроператоров становится добровольной;

3. отменяется:

  • при лицензировании кредитных бюро – требование о наличии документов, подтверждающих согласие на обмен кредитной информацией с как минимум 10 коммерческими банками;
  • практика оформления отдельных лицензий для филиалов аптек, адрес каждого филиала будет указываться в основной лицензии при его создании;
  • при лицензировании права пользования участками недр – истребование от заявителя гарантийных писем органов государственной власти на местах;
  • право государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций, созданных решениями Президента или Кабинета Министров, заниматься лицензируемыми видами деятельности без получения самой лицензии;

4. внедряется информационная система «Лицензия» со специальным мобильным приложением, благодаря чему лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно полностью перейдут в онлайн-режим. Исключение:

  • документы разрешительного характера, выдаваемые субъектам ВЭД посредством таможенной инфосистемы «Единое окно»;
  • процедуры, содержащие государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством; 

5. заявления о выдаче лицензии и разрешительного документа, об уведомлении уполномоченного органа и прилагаемые к ним документы принимаются в электронной форме через ЕПИГУ;

6. все виды лицензий и разрешительных документов, письма о принятии уведомлений и включении их в реестр оформляются проставлением QR-кода, дающего возможность проверить их достоверность онлайн. Соответственно оформление этих документов на специальных бланках отменяется, кроме случаев, предусмотренных международными договорами;

7. основной уполномоченный орган самостоятельно получает дополнительные документы или проводит согласование с другими ведомствами через систему «Лицензия», субъект предпринимательства в этом не участвует;

8. вводится денежное поощрение – 10% от суммы взысканного штрафа для граждан, выявивших и сообщивших уполномоченным органам о следующих правонарушениях:

  • ведение соответствующей деятельности без лицензии или без документа разрешительного характера либо без направления уведомления;
  • связанных с нарушением установленных требований и условий;
  • нарушения законодательства при рассмотрении уполномоченными органами заявлений, выдаче лицензий и документов разрешительного характера или отказе в их выдаче, а равно приостановлении их действия;

9. лицензии и разрешительные документы по инициативе уполномоченных органов прекращаются и аннулируются только в судебном порядке. Исключение – случаи неуплаты лицензиатом госпошлины за выдачу лицензии;

10. если обладатель лицензии подает заявление о выдаче другой лицензии в этой же сфере, он представляет лицензирующему органу только информацию, подтверждающую дополнительные лицензионные требования и условия.

 

! Все лицензии и разрешительные документы, срок действия которых истекает в 2020 году, продлеваются до 1 января 2021 года. Привлекать к ответственности и применять другие меры в связи с истечением их срока запрещено.

 

Кроме того, уполномоченным органам запретили:

  • при выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий – отказывать в оказании госуслуг, если у соискателя есть долги за электроэнергию, природный газ, услуги водоснабжения и канализации, сбора и вывоза твердых бытовых отходов либо по исполнительным документам;
  • заменять лицензии и документы разрешительного характера на договоры, заключаемые между госорганами и субъектами предпринимательства;
  • в ходе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и разрешительных документов, их выдачи и реализации контрольных функций – прямо или косвенно принуждать субъектов предпринимательства к получению других платных услуг или документов разрешительного характера, не предусмотренных в лицензионных и разрешительных требованиях и условиях.

 

Законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» объединят. В консолидированный акт включат перечни лицензий, документов разрешительного характера и сфер, в которых действует уведомительный порядок. После чего, физические и юридические лица смогут заниматься деятельностью и совершать действия, не включенные в эти перечни, без прохождения административных процедур.

 

Также внедряется обязательная оценка регуляторного воздействия новых видов лицензируемой деятельности, разрешительных документов или уведомлений, введение которых предусмотрено проектом НПА. При этом в Минюст такие проекты должны поступать с положительными заключениями Минэкономразвития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета, и согласованные с бизнес-омбудсманом и ТПП.

 

Каждая лицензионная, разрешительная и уведомительная процедура будет пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет с точки зрения целей, достигнутых в результате ее реализации, текущего состояния социально-экономического, инновационного и технологического развития, а также затрат субъектов предпринимательства.

Олег Заманов.


 


Перечни приводятся на узбекском языке. Авторский перевод экспертов «Нормы» на русский язык в ближайшее время будет доступен в программном продукте «Норма. Законодательство» и системе «Norma Online».