Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Нужно ли уже сейчас вносить в ЕНСТ данные действующих трудовых договоров - читать на buxgalter.uzКак комиссионеру заполнить электронный счет-фактуру - читать на buxgalter.uz27 актуальных вопросов по переходу на ЭСФ - читать на buxgalter.uzКогда отменят запрет на бартер - читать на buxgalter.uzКакую ставку НДС применить к импортному контракту на оказание услуг, исполненному в октябре - читать на buxgalter.uzОблагается ли беспроцентный заем, полученный от нерезидента - читать на buxgalter.uzКогда можно воспользоваться льготами по онлайн-ККМ и виртуальным кассам - читать на buxgalter.uzКак правильно «читать» карточки лицевых счетов - читать на buxgalter.uz

Медиация: в чем суть нововведения

04.07.2018

Читать на русском языке


Опубликован закон от 3.07.2018 г. № ЗРУ–482 «О медиации». 


 


От редакции: Этот документ и 75 тысяч других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУЗ». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 МБ).

 


 

Что говорит закон

 

Медиация – способ урегулирования возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно принятому документу она может проводиться по 3-м категориям споров:

  • спорам из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • индивидуальным трудовым спорам;
  • спорам, возникающим из семейных правоотношений.

 

Для справки: в ходе работы над проектом рассматривался также вариант введения медиации по уголовным делам. Однако поддержки такие предложения не получили.

 

Медиация может проводиться до суда, а также в ходе процесса до удаления суда в совещательную комнату.

 

Чем медиация отличается от схожих процедур

 

Медиация имеет много общего с досудебным (претензионным) порядком урегулирования споров по экономическим делам, заключением мирового соглашения при рассмотрении дела экономическим или гражданским судом, примирением супругов при расторжении брака и сторон в уголовном процессе. Однако их не следует отождествлять (по крайней мере, это невозможно с учетом действующего на сегодняшний день законодательства).

 

Отличительной чертой нового правового института является фигура медиатора – лица, привлекаемого сторонами для проведения медиации. Посредничество между сторонами в схожих процедурах четко не регламентируется. Медиатор может осуществлять свою деятельность на профессиональной (возмездно или безвозмездно) и непрофессиональной основе (только безвозмездно). Задача медиатора – привести стороны к заключению письменного медиативного соглашения, т.е. добровольному урегулированию спора.

 

В первоначальной редакции проекта, размещенной на портале СОВАЗ год назад, предусматривалось, что профессиональными медиаторами должны были выступать только адвокаты. А непрофессиональными медиаторами – достигшие 18 лет граждане, юридические лица, специально образованные органы либо комиссии. Но главная особенность – медиатор не должен быть связан с каким-либо государственным органом. Сохранив в целом этот подход, принятый закон установил, что профессиональным медиатором может быть любое лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе, утвержденной Минюстом, и включенное в Реестр профессиональных медиаторов. А непрофессиональным – физлицо, достигшее 25 лет и давшее свое согласие на выполнение обязанностей медиатора.

 

Для сравнения: согласно статье 40 Семейного кодекса суд вправе, отложив разбирательство бракоразводного дела, назначить супругам срок в пределах до 6-ти месяцев для примирения. В случае назначения супругам срока для примирения и отложения разбирательства дела суд не позднее 3-х дней должен письменно уведомить примирительную комиссию схода граждан по месту совместного жительства супругов для принятия соответствующих мер по их примирению, если они не проживают совместно – примирительную комиссию схода граждан по месту жительства каждого из них. Для медиации же устанавливаются совсем иные сроки – 30 дней с возможностью продления до 30 дней. А медиатора стороны выбирают самостоятельно. В случае с примирительными комиссиями такого выбора не остается.

 

Кроме того, планировалось, что урегулирование спора будет завершаться заключением не медиативного, а мирового соглашения. Предполагалось, что в судебных процессах оно будет утверждаться судом. Но в итоговой редакции медиативное соглашение фактически отнесено к внесудебным документам. При его заключении производство в суде прекращается и даже возвращается уплаченная за рассмотрение спора государственная пошлина (при мировом соглашении – не возвращается). О принудительном исполнении медиативного соглашения и выдаче по нему исполнительного листа закон ничего не говорит (по мировому соглашению выдается исполнительный лист).

 

Несмотря на это, при невыполнении условий медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Однако закон также не содержит нормы о том, что наличие медиативного соглашения препятствует дальнейшему рассмотрению дела государственным органом либо судом (при мировом соглашении – препятствует). При этом суд учтет содержание и меры ответственности за невыполнение соглашения.

 

Таким образом, медиация – это новое явление, которое отличается от прежних механизмов. И как любое нововведение она будет проходить «обкатку» практикой и возможно потребует внесения измеений в процессуальное законодательство.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 1.01.2019 г.

 

Самир Латыпов.