Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Меньше трех - не профсоюз

30.11.2016

Опубликованы и вступили в силу изменения и дополнения в Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (далее – Закон).


Установлено, что профессиональные союзы могут являться юридическими лицами, а могут и не быть таковыми.

 

Ранее ст. 21 Закона предусматривала, что профсоюзы должны иметь статус юридического лица. Теперь это не является обязательным.

 

Было дополнено, что профессиональные союзы могут создаваться не только на предприятиях, в учреждениях и организациях, но и на других местах работы, где осуществляется индивидуальное предпринимательство и иная трудовая деятельность. При этом определено, что профессиональный союз может быть создан по инициативе не менее 3-х работников.

 

Важным новшеством явилось законодательное закрепление возможности создания профессиональных союзов по производственно-отраслевому принципу на уровне отраслей и территорий. До внесения поправок по данному принципу создавались лишь республиканские и иные территориальные и отраслевые объединения мелких профессиональных союзов, права которых были ограничены. В настоящее время законодательство создало условия для организации крупных профессиональных союзов, а также наделило их объединения всеми правами и гарантиями деятельности, предусмотренными для самих профессиональных союзов.

 

Усовершенствован порядок прекращения деятельности профессиональных союзов. Ранее их добровольная ликвидация проводилась по решению членов, т.е. их общим собранием. Однако создание крупных профессиональных союзов, по всей видимости, делает невозможным созыв данного органа с практической точки зрения, поскольку они могут объединять в себе не одну тысячу человек. В связи с этим введена формулировка, согласно которой добровольное прекращение деятельности профессионального союза проводится «по решению его уполномоченного органа в порядке, определяемом уставом».

 

Изменился и порядок принудительной ликвидации профессиональных союзов. Установлено, что это допускается, если их деятельность противоречит Конституции и законодательству[1]. Ранее такое решение принимал только Верховный суд Республики Узбекистан, а сейчас такое решение могут принимать и другие суды на местах.

 

С 3-х до 2-х месяцев сокращен срок предварительного уведомления профессиональных союзов о ликвидации организации и ее структурных подразделений, полной или частичной приостановке производства по инициативе работодателя, влекущих за собой изменение численности (штата) работников или условий труда.

 

Кроме того, с 1 месяца до 15 дней сокращен срок рассмотрения работодателем представления профессионального союза об устранении нарушений законодательства, а также сообщения о результатах рассмотрения (при нарушении коллективного договора – 1 неделя).

 

Учитывая, что профессиональные союзы заинтересованы в исходе индивидуального трудового спора, исключено полномочие данных общественных объединений по их рассмотрению. Вместе с тем, они, как и прежде, могут принимать участие в рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

 

Исключена норма, согласно которой администрация предприятия предоставляет профсоюзам в бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудованное помещение, условия предоставления которого определяются решением трудового коллектива с участием администрации и профсоюзов.

 

Документ содержит также другие изменения и дополнения.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Самир Латыпов,

наш эксперт.

 

Публикации по теме:

 

Профсоюзы: развиваться и эффективно защищать социальные права трудящихся

 

Узбекистан ратифицировал 87-ю конвенцию МОТ

 

 


[1] До этого основанием служило только нарушение Конституции, что было нелогичным.