Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Уточнены критерии сомнительных и подозрительных банковских операций

29.05.2017

 

Утверждены новые Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках (рег. № 2886 от 23.05.2017 г.).  

 

Для справки: в настоящее время действуют Правила рег. № 2528 от 21.11.2013 г. Далее приводится сравнительный анализ двух редакций документа. 

 

Правила дополнены рядом норм о приостановлении операций, замораживании денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.

 

Подробнее об указанных механизмах можно прочитать здесь.

 

Ряд новшеств касается надлежащей проверки клиентов. В частности, банки будут обязаны осуществлять ее также в случаях:

  • размены, замены и (или) обмена на другую иностранную валюту (конверсии) физлицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП (ранее – 25 МРЗП);
  • получения у клиентов на инкассо и (или) для экспертизы наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП;
  • осуществления физлицами операций с использованием пластиковых карт (снятие наличных средств, оплата товаров и услуг) через терминалы, находящиеся в коммерческом банке (за исключением оплаты коммунальных услуг, услуг связи, платежей в бюджет, внебюджетные фонды и других обязательных платежей) на сумму, равную или превышающую 300 МРЗП;
  • получения клиентами из банковской кассы наличной иностранной валюты по пластиковым картам, эмитированным другими банками, на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП.

 

Кроме того, в отдельных случаях банки вправе применять усиленные меры по надлежащей проверке клиентов, включающие:

  • сбор и фиксирование дополнительной подтвержденной информации о клиенте, доступной в открытых источниках и базах данных;
  • получение от клиента информации об источниках денежных средств или иного имущества по осуществляемым им операциям;
  • изучение целей запланированных или проведенных данным клиентом операций;
  • ведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями данного клиента.

 

Скорректированы также критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций. К сомнительным операциям дополнительно отнесены:

  • необоснованное и (или) досрочное прекращение деловых отношений по инициативе клиента, сопровождаемое снятием или переводом всех средств в другие коммерческие банки;
  • немедленное прекращение деловых отношений по инициативе клиента после обоснованного применения коммерческим банком мер, предусмотренных Правилами (подразумевается надлежащая проверка клиентов, меры по выявлению сомнительных и подозрительных операций, определение и оценка уровня риска и т.д.);
  • снятие со счета физлица наличных денег в сумме, равной или превышающей 500 МРЗП на день осуществления операции;
  • обращение клиента за снятием наличных денег, ранее поступивших на его счет, в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления, в размере, равном или превышающем 100 МРЗП.

 

Подозрение у банков должны вызывать в т.ч следующие операции:

  • перечисление денежных средств за пределы Узбекистана на счет получателя, открытого в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, отличающейся от места регистрации получателя;
  • снятие наличности или осуществление оплаты за товары (услуги) на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП, совершенные в течение 30 дней, с использованием банковской пластиковой карты в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо в районах, непосредственно граничащих с ними;
  • операция, связанная с использованием денежных средств или иного имущества, к которым предоставлен доступ, включая попытку ее проведения.

 

Центральный банк будет вести дистанционный мониторинг соблюдения правил внутреннего контроля по представленным ему отчетам коммерческих банков.

 

Документ вступит в силу через 3 месяца после опубликования в Собрании законодательства № 22 (781) от 29.05.2017 г. Тогда же действующая редакция Правил утратит силу.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Олег Заманов,

наш эксперт. 

 

 


kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах