Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Кому нужно вести Журнал учета счетов-фактур – читать на buxgalter.uzКогда неподписанные ЭСФ будут подтверждены – читать на buxgalter.uzГНК разъяснил: как стать налоговым резидентом досрочно – читать на buxgalter.uzЧто делать, если работница не хочет уходить в декрет – читать на buixgalter.uzЧто делать, если счет-фактуру не выставили в срок – читать на buxgalter.uzМинфин рекомендует: как правильно учитывать скидки – читать на buxgalter.uzКак получить валюту за экспорт через интернет – читать на buxgalter.uz

В уголовном процессе ожидается масштабная реформа

11.08.2020

Читать на узбекском языке

 

Основные направления реформы отражены в Указе Президента от 10 августа 2020 года № УП-6041.  

 

Медосмотр и освидетельствование – по новым правилам

 

Документом внедряется новый порядок:

а) медосмотра лиц:

  • задержанных при проведении доследственной проверки или следствия;
  • осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

б) освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, содержащихся в изоляторе временного содержания или в следственном изоляторе.

 

Они или их адвокаты подают ходатайство и данные действия в течение 24 часов совершаются работниками медучреждений, неподведомственных изоляторам временного содержания, следственным изоляторам или учреждениям по исполнению наказания. Расходы возмещаются за счет стороны, внесшей ходатайство.

 

Примирение – можно, под стражу – нет

 

Дополнительные гарантии получили следующие участники уголовного процесса:

  • несовершеннолетние, инвалиды I и II групп, женщины, мужчины старше 60 лет и лица, совершившие преступление по неосторожности, – они могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением, даже имея непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
  • несовершеннолетние, инвалиды I и II групп и лица, достигшие пенсионного возраста, – к ним не применяется мера пресечения в виде заключения под стражу по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (см. ч.2 ст.15 УК).

 

Реформа – в четыре шага

 

В сентябре–октябре 2020 года в Законодательную палату должны поступить 4 законопроекта с поправками, направленными на усиление гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности.

 

1) Дальнейшее совершенствование деятельности по раскрытию преступлений:

а) сотрудники органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, получают заявления, объяснения или показания от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по письменному разрешению дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится уголовное дело, и исключительно при участии защитника (кроме случаев отказа от защитника);

б) срок задержания подозреваемого исчисляется с момента его фактического задержания;

в) лицу обязательно обеспечивается встреча с адвокатом наедине с момента (один из вариантов):

  • его фактического задержания;
  • фактического завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления;
  • объявления ему постановления о признании подозреваемым до проведения связанных с ним процессуальных действий;

г) внедряется институт соглашения о признании вины. По некоторым категориям преступлений суду будут назначать не более половины максимального размера или срока наказания по соответствующей статье УК, если виновный:

  • явился с повинной, чистосердечно раскаялся, активно способствовал раскрытию преступления и загладил причиненный вред;
  • заключил письменное соглашение с органами дознания и предварительного следствия;

д) внедряется предварительное закрепление (депонирование) судом показаний свидетеля и потерпевшего, более поздний допрос которых может оказаться невозможным в силу тяжелого заболевания или необходимости выезда за границу на длительный срок. Это будет происходить с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, прокурора или адвоката;

е) вводится обязательное участие защитника при рассмотрении дел в отношении:

  • подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления (см. ч.5 ст.15 УК);
  • лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

 

2) Дальнейшее совершенствование рассмотрения уголовных дел в суде:

а) все стороны вправе вносить в суд соответствующее ходатайство, если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления:

  • подсудимым, по которому ему не предъявлялось обвинение, – о выявлении оснований для привлечения его к уголовной ответственности по новому обвинению;
  • лицом, не привлеченным к ответственности, – о выявлении оснований для привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого;

б) если предъявленное лицу обвинение изменено на статью или часть статьи УК, предусматривающую возможность примирения (см. ст.661 УК), – оно применяется независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело;

в) при вынесении оправдательного приговора ввиду непричастности подсудимого к совершению преступления, уголовное дело направляется прокурору для установления лица, действительно совершившего преступление, и привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого.

 

3) Дальнейшее совершенствование института подследственности уголовных дел. В частности, передавать уголовные дела из одного органа дознания или предварительного следствия другому смогут только Генеральный прокурор и его заместители, прокуроры Каракалпакстана, областей и Ташкента и приравненные к ним прокуроры в предусмотренных УПК случаях.

 

При этом персональную ответственность за соблюдение законодательства о подследственности уголовных дел несут руководители структур, уполномоченных проводить расследование уголовных дел. Генеральному прокурору поручено на системной основе принимать меры по обеспечению соблюдения правил о подследственности.

 

4) Введение следующих запретов:

  • сотрудникам органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия – склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в преступлении, совершенном вследствие такого склонения. Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть признаны в качестве доказательства в судебном приговоре, только если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий сотрудников правоохранительных органов или других лиц, принимавших участие в оперативном мероприятии;
  • при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (кроме случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) – допрашивать его в качестве свидетеля, получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого;
  • вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого, если нет оснований для привлечения их в качестве участников процесса;
  • сотрудникам органов дознания и предварительного следствия – вызывать в правоохранительные органы или допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика и других участников судебного процесса в рамках уголовного дела, направленного в суд для рассмотрения по существу. В качестве исключения такое возможно только при наличии связанного с ними уголовного дела, выделенного в отдельное производство, либо письменного поручения суда.

 

Сообщить о преступлении – онлайн

 

Ко всем органам, проводящим доследственную проверку, подключат программный модуль, позволяющий регистрировать заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях в электронном виде и вести единый электронный учет результатов их рассмотрения. Полностью в эксплуатацию модуль введут с 1 января 2021 года. В течение трех месяцев разработают документ, регламентирующий порядок принятия и рассмотрения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях, а также проведения доследственной проверки.

 

Оснащение – по мировым стандартам

 

За счет внебюджетных средств соответствующих госорганов и содействия международных партнеров, иных незапрещенных источников планируют снабдить:

а) дознавателей и следователей всех правоохранительных органов – средствами видеосъемки, а следственные изоляторы и учреждения по исполнению наказания – техническими средствами и оборудованием для проведения следственных действий в режиме видеоконференцсвязи (до 1.06.2021 г.);

б) следственные подразделения прокуратуры и следственное управление столичного ГУВД (в дальнейшем – все другие подразделения дознания и предварительного следствия):

  • транспортом, оснащенным современным криминалистическим оборудованием, системами аудио- и видеофиксации процессуальных действий, оборудованием для ведения стенографии;
  • специальными отдельными комнатами  служебных помещений для проведения следственных действий и встреч подозреваемых и обвиняемых с защитником наедине (до 1.01.2021 г.).

 

Появятся прокуроры-криминалисты

 

В 2-месячный срок в систему Генеральной прокуратуры, прокуратур Каракалпакстана, областей и Ташкента введут должности прокурора-криминалиста. Это сделают в рамках установленных штатных единиц органов прокуратуры. В течение трех месяцев прокуроров-криминалистов обеспечат современным спецоборудованием. На это пойдут средства, выделенные органам прокуратуры в параметрах Госбюджета, и внебюджетные средства.

 

Следователей будет готовить новый вуз

 

Планируется создание высшего образовательного учреждения, специализирующегося на подготовке квалифицированных кадров в области следствия. Вопрос поручено проработать Генеральной прокуратуре совместно с СГБ, МВД и другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Они должны внести свои предложения в месячный срок.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 10.08.2020 г.

 

Олег Заманов.