Кутлимурат БАБАШЕВ и Полянте СВЕШНИКОВ, члены Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли комментируют итоги конференции «Состояние и перспективы совершенствования законодательства в сфере автомобильного транспорта».
Почему возникла необходимость провести конференцию в нижней палате парламента?
К. БАБАШЕВ: Мы проанализировали развитие автомобильного сектора Узбекистана, выявили тенденции улучшения и развития транспортной инфраструктуры, увеличение объемов транзита и региональной торговли, рост рынка услуг в сфере логистики. По нашему мнению, сегодня для транспортных и логистических компаний созданы все возможности по развитию своего бизнеса, улучшению предоставляемых услуг до уровня международных стандартов. Одновременно с этим есть и проблемы, которые необходимо решать, т.к. это является необходимым условием экономического роста, интеграции Узбекистана в мировую экономику. Именно эта мысль и легла в основу проведенной в нижней палате парламента конференции.
В частности, Б. Ниёзматов, председатель нашего Комитета отметил, что в нашей стране сформировалась правовая база в области автотранспорта. А законы «Об автомобильном транспорте», «Об автомобильных дорогах, «О безопасности дорожного движения», «О мерах по упорядочению бесплатного пользования городским пассажирским транспортом», «О городском пассажирском транспорте», а также «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» и ряд других нормативно-правовых актов представляют собой фундамент для проведения необходимых реформ.
С полным текстом указанных документов, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих автотранспортную сферу, можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Каково влияние автотранспорта на экономику страны и социальную сферу?
П. СВЕШНИКОВ: Доля автотранспортных услуг составляет 91% от объёма грузоперевозок и 99% от объема перевозок пассажиров. Причем за последние пять лет наблюдался их стабильный рост: за этот период грузооборот возрос на 20,9%, пассажирооборот – на 30,5%.
Возьмем, к примеру, столицу. Так, О. Содиков, руководитель «Тошшаҳартрансхизмат» проинформировал о том, что перевозкой пассажиров в Ташкенте занимаются 9 автобусных парков, имеющих более 1 300 автобусов, и около 300 обществ с ограниченной ответственностью, эксплуатирующих около 1 000 микроавтобусов. При этом каждый день в столице на почти 240 маршрутов выходят около 900 автобусов и столько же микроавтобусов, имеющих сертификаты о техническом состоянии и безопасности. Проводится общественное анкетирование по оптимизации направлений и регулярности маршрутов. Введена система GPS-мониторинга движения, в салонах автобусов устанавливаются телемониторы для показа познавательных фильмов, видеоклипов и рекламы. Ряду туристических фирм предоставлена возможность проводить экскурсии на автобусах по оптимальным, не препятствующим городскому общественному транспорту, маршрутам.
К каким выводам пришли участники конференции?
К. БАБАШЕВ: Мы изучили тему еще в процессе подготовки к мероприятию, когда члены нашего Комитета совместно с ответственными специалистами Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта проводили изучение деятельности предприятий, оказывающих автотранспортные услуги в г. Ташкенте. Были обсуждены вопросы и выявлены недостатки, связанные с деятельностью автотранспорта, а также представлены предложения по внесению изменений и дополнений в НПА, позволяющие устранить эти проблемы.
Обсуждались вопросы и государственного регулирования деятельности автотранспорта, в частности сертификации, лицензирования, налогообложения, безопасности, формирования тарифов на социально значимые перевозки, создания новых видов услуг и рабочих мест и т.д.
Что принято в итоге по данному поводу?
П. СВЕШНИКОВ: Руководитель страны на первом совместном заседании палат Олий Мажлиса нынешнего созыва говорил о необходимости координации деятельности Законодательной палаты и Сената по злободневным и ключевым для государства и общества вопросам. Поэтому наше изучение и обсуждение дополнили итоги выездного заседания Комитета верхней палаты парламента по вопросам обороны и безопасности с участием депутатов городского Кенгаша, посвященного рассмотрению результатов правоприменения Закона «О городском пассажирском транспорте» в Ташкенте.
Актуальность данной темы непреходяща. Поэтому участники мероприятия внесли ряд практических предложений по изменениям и дополнениям в НПА. В частности, выступавшие на нашей конференции отмечали необходимость совершенствования норм, касающихся развития логистики, с учётом внедрения электронной коммерции, дальнейшего развития объектов автотранспортной инфраструктуры, определения таких терминов, как «социальный» и «коммерческий» маршрут, рентабельности и дотирования и т.п.
По итогам конференции были выработаны соответствующие рекомендации по обсужденным вопросам, которые лягут в основу изменений, вносимых в нормы действующего законодательства в этой сфере.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
Публикации по теме:
Наказание за правонарушения на транспорте будет определять суд
Унифицируются требования к техрегламентам
Проекты НПА на Едином портале: техобслуживание автотранспорта
Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:
Какие обязанности у водителей пассажирского автотранспорта?