Алия ЮНУСОВА, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана комментирует законопроекты, вносимые на рассмотрение VI сессии Сената Олий Мажлиса.
- www.norma.uz
- Парламентские вести
- Водитель и пешеход – равноправные участники движения
Водитель и пешеход – равноправные участники движения
17.08.2016

В числе законопроектов, вносимых на рассмотрение VI сессии Сената Олий Мажлиса, есть рассмотренный в нижней палате Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
В рамках реализации Закона «О безопасности дорожного движения»1 постановлением Кабинета Министров2 утверждены Правила дорожного движения (ПДД) в новой редакции.
По ним, к примеру:
- водитель при поездке на мототранспорте обязан быть в мотошлеме;
- в темное время суток при выходе на проезжую часть для экстренного ремонта транспорта, водитель обязан надеть светоотражающий жилет;
- пешеходу запрещается пользоваться телефоном, читать, слушать радио и аудиопродукцию, пользоваться иными электронными средствами, отвлекающими внимание при движении по проезжей части, в т.ч. по пешеходному переходу.
Анализ показывает, что более 54% от общего количества дорожно-транспортных происшествий составляют наезды на пешеходов. Основные причины этого – игнорирование пешеходами требований дорожных знаков, разметки, их несанкционированное нахождение на проезжей части, невнимательность и пренебрежение мерам предосторожности. В течение 2014 года в 506 случаях наезда на пешехода, причинами ДТП признаны действия самих пешеходов, в результате чего погибло более 100, а пострадало – 431 человек. Такая же картина наблюдалась и в 2015 году. Нужно уходить от досужего мнения и принципа, что «водитель транспортного средства всегда виноват».
Проведенные наблюдения показали, что использование, особенно подрастающим поколением, телефонов, компьютерной, аудио-видео техники, находясь на дороге, особенно на ее проезжей части, становится обычным явлением, порождающим угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью.
Изучение зарубежной практики предупреждения дорожных происшествий с участием пассажирского транспорта послужило основой для требования по обязательному включению фар в дневное время суток для автобусов, маршрутного транспорта, занятых перевозкой пассажиров на коммерческой основе, а также на мотоциклах и мопедах.
Для совершенствования норм Кодекса об административной ответственности с учетом принятых изменений и дополнений в ПДД группой депутатов нижней палаты Парламента подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Им предусматриваются меры административного воздействия за несоблюдение правил пользования мотошлемами, управление транспортом, не укомплектованным светоотражающим жилетом, использование пешеходами на проезжей части дороги, в том числе и по пешеходному переходу, телефонов, иных электронных средств, просмотр и прослушивание ими видео- и аудиопродукции, чтение книг или периодических изданий.
Ввведние таких норм послужит повышению ответственности участников дорожного движения, профилактике правонарушений на дорогах и поспособствует снижению тяжести и количества ДТП.
* * *
В числе законопроектов, вносимых на рассмотрение VI сессии Сената Олий Мажлиса, есть и рассмотренный в трех чтениях в нижней палате Парламента проект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
В пункте 2 Госпрограммы «Год здоровой матери и ребенка» предусмотрено внесение в Уголовный кодекс (УК) изменений, направленных на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства в отношении всех женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (вне зависимости от выхода в отпуск по уходу за ребенком), за счет включения их в круг лиц, в отношении которых не применяются исправительные работы.
Согласно статье 65 Основного Закона, материнство и детство охраняются государством. В целях реализации положений Конституции в статье 46 УК предусмотрено, что исправительные работы не применяются к беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно этой статье исправительные работы (от полугода до 3 лет) состоят в обязательном привлечении лица к труду с удержанием от 10 до 30% зарплаты в доход государства и отбываются по месту работы осужденного либо в иных местах. Вместе с тем они не применяются к лицам, достигшим пенсионного возраста, нетрудоспособным, беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащим.
Анализ национального законодательства показал, что статья 46 УК исключает возможность применения исправительных работ в отношении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Однако данная норма охватывает лишь женщин, осуществляющих трудовую деятельность. Вместе с тем в этом случае в ущемленном положении остаются неработающие женщины. И пробел этот восполнен в соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного суда «О практике назначения судами уголовного наказания»3.
Для обеспечения равных прав и интересов указанной категории женщин независимо от их трудовой занятости, для дальнейшей либерализации уголовных наказаний вносится согласованный с соответствующими органами законопроект, исключающий применение наказания в виде исправительных работ в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
Публикации по теме:
Введена ответственность за нарушение законодательства об обращениях юрлиц
Как узаконят видеокамеры на дорогах
Домашний арест как мера наказания
_________________
1 От 10 апреля 2013 г. № ЗРУ-348.
2 От 24 декабря 2015 г. № 370.
3 От 3 февраля 2006 года № 1.
Вы можете оставить свой комментарий.
![]() |
Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения. |
Комментарии (8)
Добавить комментарийГость_Firdavs :
Предлагаю пешеходные переходы повысить от уровня основной дороги, в этом случаи все автомобилисты будут вынужденны остановиться и пропустить пешеходов, а то иногда страшно переходить дорогу кто то останавливает и пропускает , а кто то нет и стоишь так на середине дороги не зная что делать. Также в ночное время все шумахеры, никто не останавливается. А так когда пешеходный переход выше, что бы его преодолеть надо будет сбавить скорость и потом перейти.
Гость_Вика :
Только в центре автомобилисты останавливаются перед пешеходным переходом, а по городу больше нигде. Они ездят, как ненормальные и доказывай потом, что ты прав. Возле улицы Нурхон на Чиланзаре так вообще никогда не останавливаются. А на перекрестке ул. Нукус и Афросиаб, ул. Ойбек, так вообще сделали светофор для пешеходов с таким интервалом времени, что только перебегая на тебя никто не наедет, а так постоянно на пол пути загорается красный. Тестировали бы сначала сами интервалы - реально перейти дорогу или нет.
Гость_М. Муратова :
Для полноты порядка на дороге следовало бы:
- оборудовать велосипедные дорожки на проезжей части;
- обязать водителей скутеров (больше всего создающих аварийные ситуации) иметь не только мотошлемы, но и номерные знаки, аптечки и водительские права с соответствующей категорией;
- запретить участникам дорожного движения на скутерах и велосипедах не пользоваться гарнитурой мобильных устройств-гаджетов-аудио техники.
И все этов нести Законом в Правила!
Гость_S :
Кроме вышесказанного, с чем я согласна, считаю что нужно хорошее освещение пешеходных переходов. А то так то и днем не перейти, а ночью это реальное самоубийство.
M-Dustov :
Рахмат аъзо киганлиринг учун