Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:ИНСТРУКЦИЯ: как отражать код цифровой маркировки в ЭСФ и чеках онлайн-ККТ Инструкция: как оформлять ЭСФ при импорте услуг через комиссионера 82 товарных позиции освобождены от импортной таможенной пошлины Как определить цену сделки

Закон «О бухгалтерском учете» будет дополнен

14.12.2015

Комментарий Полянте СВЕШНИКОВА, члена фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».

 

На практике, при использовании отдельных норм действующего Закона, есть определённые несоответствия с другими законодательными актами, что приводит к затруднениям в деятельности хозсубъектов и органов государственного и хозяйственного управления, а также судов. В Законе нет четких понятий бухучета и его элементов, прав и обязанностей ответственных лиц, требований к их профессиональной квалификации, статуса общественных объединений бухгалтеров.

 

Внесенные в Закон изменения и дополнения в 20132014 гг. позволили изменить отдельные подходы в регулировании бухучета в бюджетных организациях к первичной учетной документации в связи с принятием Бюджетного кодекса.

 

Вместе с тем, анализ действующего законодательства показал, что требуется изменение правового регулирования бухучета из-за несовершенства/отсутствия некоторых терминов и понятий.

 

Так, отсутствие в Законе требований к руководителям и сотрудникам бухгалтерских служб приводит к определенным трудностям в организации надежной системы бухучета и финансового управления. Необходимо установить четкие функциональные разграничения их прав, обязанностей и ответственности.

 

Отсутствие норм по обеспечению системы внутреннего контроля и отдельных требований к руководителям бухгалтерских служб АО, страховых компаний, инвестиционных фондов, бирж, предприятий с госдолей в уставном капитале приводит на практике к нарушениям при ведении бухучета и, как следствие, к представлению недостоверной финансовой отчетности.

 

Весьма важно оптимизировать деятельность республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров.

 

Все вышеизложенное получит свое разрешение в случае внесения правовых новелл в действующий Закон.

 

Обсуждаемый законопроект разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров «О программе по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов и других нормативно-правовых актов в 2015 году» от 11.05.2015 г. № 1161. Его цель – защита интересов широкого круга пользователей финансовой отчетности, подготавливаемой на основе данных бухучета.

 

Разработанные изменения в 16 статей Закона и дополнение его новыми 5-ю статьями основаны на международной практике и направлены на:

 

- повышение прозрачности системы бухучета путем определения его базовых понятий, детализации объектов и установления нормативного требования по обеспечению внутреннего контроля.

 

Вводится новая статья, предусматривающая четкое определение понятий бухучета, бухгалтерской информации, которые отсутствуют в действующей редакции Закона. Это будет способствовать более полному раскрытию принципов ведения учета, его целей и задач и, как следствие, повышению прозрачности и целостности системы бухучета;

 

 - конкретизацию перечня субъектов бухучета, которые обязаны вести учет в соответствии с законодательством в этой сфере.

 

Дополнения в статью 3 Закона предусматривают, что филиалы, представительства или иные структурные подразделения иностранных юрлиц, осуществляющие деятельность на территории Узбекистана, являющиеся налогоплательщиками в качестве постоянного учреждения, будут вести учет и составлять отчетность в соответствии с законодательством нашей страны;

 

- повышение ответственности руководителей субъектов бухучета и руководителей бухгалтерских служб путем четкого разграничения их прав, обязанностей и установления квалификационных требований к руководителю бухгалтерской службы крупных предприятий.


Отсутствие в Законе четких функциональных разграничений прав, обязанностей и ответственности приводит к тому, что на практике у руководителя бухгалтерской службы отсутствует механизм контроля за законностью осуществления и оформления хозяйственных операций. В таких ситуациях руководитель бухгалтерской службы неоправданно рассматривается как соучастник незаконных действий. С введением этой статьи повысится ответственность руководителей и обеспечится взаимный контроль между ними и руководителями бухгалтерской службы;

 

- установление срока хранения и детализацию обязательных реквизитов бухгалтерских документов, ведение системы электронного документооборота.

 

Предлагается хранить бухгалтерские документы не менее пяти лет, что позволит устранить имеющиеся несоответствия и установить единые сроки их хранения в соответствии с налоговым законодательством (статьи 38 и 41 Налогового кодекса) и Законом «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»;

 

- участие общественных объединений бухгалтеров в развитии бухучета путем установления их правового статуса на законодательном уровне.

 

Это диктуется приоритетными задачами, определенными в Концепции главы государства о дальнейшем углублении демократических реформ и формировании гражданского общества. Законодательно будет закреплен правовой статус добровольных профессиональных общественных объединений бухгалтеров (ННО) для повышения их роли в сфере регулирования бухучета. Это также сообразуется с зарубежной практикой ряда стран, в законодательстве которых есть статьи, определяющие статус общественных объединений профессиональных бухгалтеров, их полномочия в сфере регулирования бухучета и отчетности, разработке стандартов бухучета, проведении публичных обсуждений проектов стандартов бухучета и пр.

 

Законопроектом также предполагается уточнение сферы регулирования бухучета для субъектов малого предпринимательства и кредитных организаций и определение субъектов бухучета, представляющих консолидированную финансовую отчетность согласно международным стандартам финансовой отчетности.

 

 

Предлагаемые дополнения и изменения в Закон «О бухгалтерском учете» обеспечат полную транспарентность бухучета и системы внутреннего контроля, повышение правовой культуры и ответственности руководителей и бухгалтеров, укрепят статус республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров, а это в свою очередь позволит работать хозсубъектам эффективно и стабильно, предотвращая правонарушения в финансовой сфере.

 

Беседовал Маъруф УСМАНОВ.


 

 

1 С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Публикации по теме: 

 

Частный бизнес без повода проверять не будут



Проекты НПА на Едином портале: изменения бухучета

Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:

 

Какие налоговые последствия влечет приобретение организацией авиабилетов своим сотрудникам и членам их семей для поездки в ближнее зарубежье? Каков порядок бухгалтерского учета таких авиабилетов?

 

Как отразить в бухгалтерском учете приход складского помещения, выделенного по решению хокимията взамен снесенного? Каков при этом порядок налогообложения?

 

В каком порядке и как создается резерв на проведение капитального ремонта основных средств?

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_