На портале СОВАЗ обсуждается проект Положения о порядке осуществления тематических и экспресс изучений органом государственной налоговой службы.
Напомним, в июне налоговым органам дали право осуществлять по результатам камерального контроля тематические и экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в его отчетах (см. п. 7 постановления Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802). Разработанный ГНК проект регламентирует порядок их проведения.
Что такое тематическое и экспресс-изучение
Этим терминам предлагается дать следующие определения:
Тематическое изучение – изучение, осуществляемое в порядке контроля за исполнением требований постановлений Президента и Правительства, других НПА, а также при наличии поступившей информации из внешних источников. |
Экспресс-изучение – изучение, проводимое в целях подтверждения достоверности представленной информации по результатам камеральной проверки. |
Когда субъекты предпринимательства попадут под изучения
Для проведения изучения будет оформляться приказ органа государственной налоговой службы. О необходимости его согласования с Генеральной прокуратурой в проекте ничего не говорится. Не идет речи также о регистрации проведенных изучений в Единой системе электронной регистрации проверок.
А фактическим основанием (в проекте они именуются критериями) для принятия приказа предлагается определить:
Критерии для тематического изучения |
Критерии для экспресс-изучения |
- правомерность использования налогоплательщиком налоговых и таможенных льгот, а также правильность их отражения в бухгалтерском учете;
- нарушения налогового законодательства, установленные у одного налогоплательщика и характерные для предприятий отрасли в целом;
- перевод денежных средств в оффшорные зоны;
- наличие информации о просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам;
- наличие информации, поступившей из внешних источников, по которым имеются факты или признаки, указывающие на неуплату налогов и других платежей, а также контрольные функции органов государственной налоговой службы, вытекающие из требований постановлений Президента и Правительства, а также других НПА. |
- наличие расхождений в отчетах о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с госдолей в уставном капитале 50% и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями в размере 30% от их чистой прибыли;
- наличие несоответствий объемов приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выявленное при анализе расчетных счетов налогоплательщиков, а также бухгалтерских счетов предприятия, отражающих товары, сырье, материалы и готовую продукцию;
- наличие расхождений по нескольким видам налогов и других обязательных платежей, а также выявленных расхождений в отчетности налогоплательщика, требующих дополнительного изучения;
- наличие информации о предоставлении в органы государственной таможенной службы при таможенном оформлении ввозимых товаров недостоверных сведений с целью необоснованного завышения (занижения) фактурной стоимости товара. |
Процедура изучения
Предусматривается, что независимо от вида изучения его срок не должен превышать 10 дней (календарных или рабочих не уточняется – ред.). Он считается со дня вручения налогоплательщику приказа органа государственной налоговой службы. А само изучение стартует с момента его вручения.
Изучению будет подлежать только тот налоговый период, за который был проведен камеральный контроль. При этом должностные лица налоговых органов получат широкие права:
- получать доступ на территорию или в помещения, используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
- требовать документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей, а также обоснованностью применения льгот;
- проводить сверки результатов, установленных при проведении камерального контроля с данными первичных бухгалтерских документов налогоплательщика;
- обследовать территории, производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика для подтверждения наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, предоставленных налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа;
- производить инвентаризацию имущества, истребовать документы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика. В необходимых случаях при обследовании будет производиться фото и видеозапись, сниматься копии необходимых документов. По результатам обследования составляется протокол, по форме утвержденной ГНК.
По итогам изучения составляется справка с указанием нарушений либо отметкой об их отсутствии. Справку приобщат к материалам камерального контроля. Таким образом, можно предположить, что изучения являются его частью.
От автора обзора: Как видно из вышеизложенного, изучения схожи по содержанию с обычными проверками. По всей видимости, единственным отличием станут последствия. По результатам камерального контроля налоговые органы направляют требование внести соответствующие исправления в отчетность. А налогоплательщик обязан в 10-дневный срок подать уточненную отчетность (с доплатой налогов и пени) либо обосновать свою правоту по выявленным расхождениям. То есть налогоплательщику дается шанс самому исправить свои ошибки.
Отметим, что уже через месяц после принятия постановления Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802, по которому налоговые органы получили право проводить тематические и экспресс-изучения, был принят указ Президента от 27.07.2018 г. № УП–5490. Этот документ установил строгий порядок проведения проверок субъектов предпринимательства, а также предусмотрел их проведение под контролем Генеральной прокуратуры посредством Единой системы электронной регистрации проверок.
По нашему мнению, данная система должна охватить также тематические и экспресс-изучения, а соотношение изучений и проверок требует отдельного рассмотрения, поскольку они во многом дублируют друг друга.
Проект может быть изменен, дополнен либо отклонен.
Самир Латыпов.