Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Аудит: взгляд изнутри

18.12.2012

 

Норма, N 50 от 18 декабря 2012 года

 

Работа аудитора «проста». В будний день – по 10–12 часов у монитора. Каждые третьи выходные – сверх­урочный труд. Раз в два месяца – 2–3-недельная командировка по Узбекистану. Зарплата помощника аудитора составляет в среднем 350–400 тысяч сумов, аудитора – 700–900 тысяч.


Средний трудовой час работника аудиторской организации стоит меньше, чем бухгалтера средних и крупных компаний. Самая горячая пора для аудитора – так называемый business season, когда большая часть компаний готовит годовые отчетности и сдает документы в налоговую. «Высокий сезон» начинается в январе–феврале и завершается в мае–июне. В это время аудиторы работают без выходных и по 12–14 часов в день. Они готовы трудиться сверхурочно, лишь бы была работа и их не отправляли в отпуск без сохранения содержания. А это повсеместно практикуется, так как объемы аудитора непостоянны и отчасти носят сезонный характер.

Работа аудитора требует активного общения с незнакомыми людьми, знания тонкостей бухгалтерского учета, владения узбекским, русским и английским языками, умения работать со всеми версиями программы «1С: Предприятие» и «MS Excel». Он должен держать в голове огромный объем информации. Ее поток настолько велик, что люди порой буквально теряют память. Каждую минуту на тебя сваливается все больше и больше данных, которые ты обязан запоминать и анализировать. Так тренируется умственная выносливость.

Чтобы стать экспертом в своей области, необходимы огромное желание постоянно учиться и готовность все время узнавать новое. Аудитор каждые 5 лет должен сдавать сертификационные экзамены и ежегодно проходить два курса повышения квалификации – по национальным стандартам аудита и по международной сертификации CAP. А руководитель аудиторской организации проходит аттестацию каждые 3 года.

Также аудитор ежедневно изучает изменения в законодательстве, чтобы соответствовать своему статусу, не допускать ошибок в работе и правильно консультировать клиентов. Кроме того, приходится разбираться и объясняться с контролирующими органами, когда идет проверка деятельности клиента налоговыми и другими органами. Это тоже требует моральных издержек – ведь клиент у него не один, а потому таких проверок может быть до 20 в год.

 


КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ


В цивилизованном мире работа аудитора считается несложной. Его задача – получить от сотрудников клиента бумажную отчетность и электронные файлы, в которых наиболее полно описана деятельность компании. Там тебе дают всю информацию, ты посчитал, пару бумажек запросил, все сходится, все отлично.

А в Узбекистане зачастую нужно тщательно проверять все значительные суммы, списание и установку оборудования, закупочные цены – так как странные схемы «сидят» на схемах и схемой «погоняют». Зачастую идут «мутные» сделки, непонятные транзакции, убытки отражаются как хорошие активы, договоры – непонятные. Порой приходится распутывать такие клубки, что впору писать детективные истории, а не отчет аудитора.

Получив документы, аудиторы задают клиенту специальный набор вопросов, касающихся методов ведения отчетности. Работа в основном ведется в офисе клиента. Большая часть рабочего времени уходит на то, чтобы привести обширные массивы информации в форму, с которой будет удобно работать в Excel, и задокументировать процессы аудита. Кстати, документирование занимает до половины рабочего времени аудитора! Эта – последняя – стадия работы идет уже в его офисе.

Бывает, что сотрудники клиента отказываются давать ту или иную информацию, нервничают и всем своим видом показывают, что аудитор им не нужен. Их можно понять: он «вынюхивает» то, что они скрывают. Иногда им начинает казаться, что своими вопросами аудитор ставит под сомнение их компетентность. Они делают все, чтобы работать с тобой по минимуму.

Иногда попадается клиент, у которого все очень запутано и он сам не очень хорошо разбирается в предмете. И хотя с ним работать труднее, но зато очень интересно, потому что многому можно учиться на ходу, проходя таким образом своего рода школу аудита, за которую тебе еще и платят.

Отношение к аудиторам в больших и малых городах сильно отличается. В регионах сложился образ аудитора, согласно которому это не тот человек, который оказывает услуги, а тот, который послан высшими инстанциями, чтобы тебя проверить, найти ошибку и наказать. Поэтому аудиторов там очень боятся!

Сотрудники клиента нередко сердятся, отказываются отвечать, считают, что знают вопрос лучше, не дают до­кументов. Это происходит везде, независимо от региона. Аудиторы ведут себя как дипломаты – дают человеку остыть и стараются корректно выполнить свою задачу. Если ничего не помогает – приходится обращаться к руководству проверяемой компании. Оно, как правило, во-первых, понимает необходимость аудиторской проверки, а во-вторых, нередко заинтересовано, чтобы специалист со стороны объективно оценил деятельность его «спецов».

Цель аудитора – обеспечить правильность отчетности. Бывает, что мы находим ошибки, в результате их исправления она меняется, причем, как правило, в худшую для клиента сторону. Естественно, для него это большой стресс. И нужно уметь подготовить клиента и так преподнести ему эту неприятную новость, чтобы он сказал за это «спасибо» и у него не случился сердечный приступ.

Но есть и такие клиенты, с которыми легко и приятно работать: у них и учет прозрачный, и системы контроля работают не для проформы. Конечно, персонал, как и везде, ошибается, встречаются отдельные недобросовестные работники, но в целом сотрудники с радостью идут на контакт и без претензий исправляют ошибки. Любые замечания выслушивают спокойно, анализируют и обсуждают оптимальный путь исправления.

Такие клиенты – подарок и школа для аудитора, ведь они еще и его научат ответственному отношению к своим обязанностям. Они постоянно контролируют процесс аудита, требуют проверять тщательно и постоянно сообщать им о всех выявленных ошибках и еще до окончания аудита исправляют все с такой скоростью, что диву даешься. Здесь сразу ощущается другой корпоративный «дух», а потому работа спорится. Счастье, что такие клиенты составляют больше половины от общего их числа.

 

 

САМАЯ СЛОЖНАЯ КАТЕГОРИЯ КЛИЕНТОВ 


У аудиторов существует негласная классификация клиентов по требованиям: одним нужен «АУДИТ», а другим – «ЗАКЛЮЧЕНИЕ».

Если руководство компании не заинтересовано в исправлении ошибок, скрывает убытки, реализует схемы увода капитала, то ему, конечно, не нужен «АУДИТ», а требуется лишь положительное «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Такой клиент привык к формальному анализу. Он уверен, что его постоянный аудитор, как всегда, не найдет ошибок. Он считает аудит выброшенными на ветер деньгами и проводит его только потому, что обязан это делать.

Когда в такую компанию приходит новый – «чужой» – аудитор, ему по полной программе достаются препятствия и «сюрпризы» от клиента! Чтобы выполнить свою задачу – получить нужные документы и провести «АУДИТ» – нужно применить максимум такта и изворотливости.

Порой такие компании звонят в нашу организацию и открытым текстом говорят: нам нужен не «АУДИТ», а только «ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Я ОБЪЯСНЯЮ, что мы можем выдать за­ключение только после проведения АУДИТА, и предлагаю самые выгодные условия – приемлемую цену и ускоренную проверку. Услышав это, потенциальный клиент исчезает сразу и навсегда. По всей вероятности, он путем обзвона проводит своеобразный «МАРКЕТИНГ», с помощью которого все-таки находит аудиторскую организацию, которая без аудита составит формальный аудиторский отчет и выдаст ему положительное заключение.

Встречаешься и со случаями, когда аудитор осознанно закрывает глаза на существенные искажения финансовой отчетности и откровенно мошеннические действия клиента. С такой «аудиторской хитростью» последний раз столкнулась при проведении экспертизы, назначенной по постановлению суда. Аудиторская организация выдала отрицательное заключение. Но и в нем, и в отчете указала только малую часть нарушений, исказила истинное состояние дел, покрывая тем самым сотни миллионов хищений.

Я думаю, что такие отрицательное заключение и отчет тоже надо признавать ложными. И аудитор тогда будет нес­ти за это ответственность, несмотря на выданное отрицательное аудиторское заключение. Думается, что это будет справедливо. Подобные факты равнозначны ложно поставленному диагнозу «ангина» вместо «воспаление легких».

Обычно это бывает в организации, где внутренний контроль осуществляется формально, а ее руководитель за деньги готов на все. Но такая политика и подобный подход до хорошего не доведут – в конечном итоге клиент попадет под суд, а аудиторская организация может потерять лицензию, что уже и случилось с некоторыми. Именно из-за таких «специалистов» падает престиж профессии и другим аудиторам приходится доказывать свою добропорядочность.

И все же среди аудиторов больше порядочных, добросовестных профессионалов. Преданные своему делу, они всегда помогут клиенту правильно вести бизнес и получать хорошую честно заработанную прибыль.

 

Марина КОНДРАТОВА,

менеджер ООО «Marikon Audit».


Комментарии (2)

Добавить комментарий

Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ :

2012-12-25 09:27:45

можно согласиться с менеджером, который рассказал только о малой доле проблем в сфере аудита.
на страницах и сайте "Norma" много полемики вокруг деятельности бухгалтеров.
думаю, что и по аудиторам тоже можно подискутировать, а Ассоциации аудиторов Узбекистана - из этого почерпнуть полезное

Гость_Алексей Ниязметов - Юрист :

2012-12-27 14:59:17

Хотелось бы также привести взгляд со стороны "проверяемых" организаций. Работая в качестве юриста, приходилось сталкиваться с различными сферами предпринимательской деятельности и разными аудиторскими компаниями, проверяющими деятельность предпринимательских субъектов. Согласен, что аудиторам приходится достаточно сложно работать со своеобразной клиентурой в Узбекистане, однако нередко приходилось видеть совершенную некомпетентность аудиторов в при проверке специфических (и не только) отраслей хозяйственной деятельности. Иногда возникало ощущение, что все проверки проводятся по шаблону стандартной процедуры, не учитывая ни специфику работы и совершенно не прислушиваясь к персоналу клиента. Кроме того, довольно часто (и это не вина самих аудиторов) было заметно, что аудитор, обладающий финансовым образованием (требуемым по Закону), не компетентен в ряде юридических и кадровых вопросов, которые, однако, входили в проверяемую область. На мой взгляд система аудита требует глубокого реформирования и пересмотра основополагающих моментов в принципе.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-14
  • USD:12699.85 (+0.00) сум
  • EUR:13694.25 (+0.00) сум
  • RUB:139.02 (+0.00) сум