Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Солиқ тўловчининг шахсий кабинети «заифлигини» қандай бартараф этиш мумкин Инспекцияга чақиришганда ўзингизни қандай тутишингиз керак Товарлар экспорт қилинганда қандай солиқ оқибатлари юзага келади Товарлар экспорт қилинганда қандай солиқ оқибатлари юзага келади

Базовая основа демократических преобразований

06.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года


 

Год спустя после объявления суверенитета республики в нашей стране произошло второе по значимости событие. У молодого независимого государства появилась своя Конституция. Сегодня, отмечая юбилей Основного закона, можно без преувеличения сказать, что 20 лет назад это было действительно эпохальное событие в истории современного Узбекистана.

 

Тут не мешало бы вспомнить, что страна тогда находилась на распутье. Хорошо помню, как тогда в обществе довольно оживленно обсуждали темы будущего политического устройства и социально-экономического развития республики. Так, много было разговоров о рыночной экономике, хотя большинство населения имело смутное представление о свободном предпринимательстве, и разнобой мнений о нем в основном сводился к суждениям о либерализованных ценах на потребительском рынке. И тогда таких неопределенностей было более чем достаточно.

 

Приняв Конституцию, независимый Узбекистан не только определился со своими базовыми принципами государственного устройства и фундаментальными правовыми нормами, регулирующими все многообразие нашей жизни, но и задал вектор развития страны. Содержание 128 статей Основного закона однозначно показывает, что это курс на строительство демократического государства, формирование среды для гармоничного развития личности.

 

Статья 13. Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство

и другие неотъемлемые права.

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.

Статья 19. Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.

Конституция Республики Узбекистан. 

 

Верховенство права и приверженность основополагающим демократическим принципам заложили в Конституцию алгоритм на созидательную деятельность, на удовлетворение общественных запросов, на реализацию гражданами своих конституционных прав. Обратимся за примером к близкой нам экономической сфере.

 

Статья 53. Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетных прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Конституция Республики Узбекистан.

 

Ставка на рыночную экономику и незыблемость прав собственности позволила стране обеспечить высокие темпы экономического роста, повысить материальное благосостояние населения. В Навоийской области функционирует около 16 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, большинство которых находится под контролем частного капитала. Более 60 процентов трудоспособного населения региона занято в негосударственном секторе экономики. На долю субъектов малого бизнеса приходится свыше 54 процентов производства регионального валового продукта. При этом стоит отметить, что предпринимательским структурам обеспечена максимальная свобода в реализации своих инициатив, их права защищены законодательными актами. В экономической деятельности по Основному закону первенство отдается интересам потребителей.

 

Статья 54. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Конституция Республики Узбекистан.


 

Как-то обратил внимание, что когда мы говорим о Конституции, то в основном обращаем внимание на гражданские права, предоставленные Основным законом. Не знаю, насколько корректно это сравнение, но подобный «перекос», возможно, связан с тем, что теме прав посвящены 26 статей Конституции, а наши обязанности «уместились» в 6 стать­ях. Но общеизвестно, что прав без обязанностей не бывает. В данном случае хочется обратить внимание на другой нюанс. Чем больше прав – тем больше свобод, и не всегда может быть прописана ответственность за сделанный выбор.

 

В качестве примера сошлюсь на случай из недавней практики. Руководители трех малых предприятий с целью «минимизации» налоговых платежей, вступив в сговор, проводили фиктивные операции, позволявшие занижать налогооблагаемую базу. Противозаконная деятельность продолжалась полтора года, пока ее не пресекли минувшим летом. Менеджеров привлекли к уголовной ответственности, а предприятиям предстоит погасить образовавшуюся недоимку, вы­платить штрафы и пени почти на 110 млн сумов. Для одного из них история с «оптимизацией» налоговых платежей закончилась плачевно. Оно закрылось, 3 человека потеряли работу. Вот так авантюра одного должностного лица обернулась непредвиденными хлопотами для людей, которые ему доверились; от него в немалой степени зависело их материальное благополучие.

 

Но есть примеры и иного рода. Руководитель рыболовецкого фермерского хозяйства решил приобрести новую технику и расширить производственные возможности предприятия. На это требовалось 85 млн сумов. Собственных средств у рыбаков не хватало, и они обратились за кредитом в банк. Там в займе не отказали, но и денег не дали, хотя фермерское хозяйство представило бизнес-план, располагало залоговым обеспечением, имело репутацию стабильно работающего предприятия. Рыбаков мурыжили почти 2 месяца. Вопрос о предоставлении кредита удачно разрешился лишь после того, как по жалобе руководителя хозяйства к разбирательству подключились сотрудники Департамента. Освоив заемные средства,  предприятие увеличило объемы лова, открыло цех по копчению рыбы. В хозяйстве, где раньше работали 5 человек, теперь трудятся 17 рыбаков.

 

В нашей Конституции заложены базовые нормы, обеспечивающие приверженность республики принципам демократического развития. Именно на их основе принимаются законы, направленные на либерализацию процессов, идущих в социально-экономической сфере и общественной жизни страны. Но чем больше мы получаем свобод, тем больше возрастает ответственность за осознанный выбор и принятые решения. Об этом надо просто не забывать.


Алимардон ПАРДАЕВ,

начальник отдела

Нуратинского районного подразделения

управления Департамента по борьбе

с налоговыми, валютными

преступлениями и легализацией

преступных доходов.

Навоийская область.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_