Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Солиқ тўловчининг шахсий кабинети «заифлигини» қандай бартараф этиш мумкин Инспекцияга чақиришганда ўзингизни қандай тутишингиз керак Товарлар экспорт қилинганда қандай солиқ оқибатлари юзага келади Товарлар экспорт қилинганда қандай солиқ оқибатлари юзага келади

БЮДЖЕТ-2011: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

07.12.2010

 

 

26 ноября нижняя палата парламента рассмотрела проект Государственного бюджета на будущий год. Правительство продолжает снижать налоговую нагрузку на экономику, переоценивает частное жилье и сельскохозяйственные земли и продолжает оптимизировать льготы.

 

Говорить о реалиях Государственного бюджета на будущий год сегодня можно лишь условно. Проекту, утвержденному Законодательной палатой, предстоит пройти еще две высокие инстанции до своего окончательного принятия. Но представить, что нас ожидает в следующем году, можно уже сейчас. Причем интересны даже не столько цифры, как таковые, сколько - тенденции...

 

 

ДОХОДЫ. НАЛОГИ. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

 

- Продолжится снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Базовая ставка ЕНП для микрофирм и малых предприятий составит 6% против текущих 7%, что позволит плательщикам "сэкономить" в совокупности порядка 50 млрд сумов, направив их, в случае необходимости, на свое техническое и технологическое перевооружение. При этом предложено ввести порядок (он не будет распространяться на предприятия розничной торговли и сферы услуг), в соответствии с которым ЕНП будет уплачиваться по установленным ставкам, но не менее 10-кратного размера земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой предприятием площади для осуществления предпринимательской деятельности. А также - отменить перевод ранее приватизированных предприятий на общеустановленный порядок налогообложения, если у них объем реализации товаров, работ или услуг за два квартала подряд окажется меньше 10-кратного размера налога на имущество и земельного налога.

 

- Законодатели считают нецелесообразным продолжать снижать действующие ставки налога на прибыль (9%, для банков - 15%). Во-первых, в текущем 2010-м году базовая ставка и так была снижена на 1%, чего, считают эксперты, вполне достаточно для сохранения темпов роста производства и на 2011 год. Кроме того, есть еще различные льготы, так что в реальности налоговое изъятие окажется еще меньше. Без изменений, скорее всего, останется и ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (8%).

 

- Снабженческо-сбытовые организации имеют все шансы перейти в будущем году на уплату единого налогового платежа со ставкой в 5% от товарооборота, поскольку они действуют подобно предприятиям оптовой торговли, которые сегодня находятся именно на таких условиях налогообложения. До сих пор крупные снабженческо-сбытовые организации платили общеустановленные налоги, а малые - ЕНП по ставке 33% от валового дохода. Так что предлагаемые сбытовикам условия - просто мечта всей их снабженческой жизни...

Которая на этом, собственно, и закончится, поскольку с нового года им придется перерегистрироваться в предприятия оптовой торговли - со всеми вытекающими последствиями в виде лицензирования, соблюдения требований нормативных актов, регулирующих сферу оптовой торговли, а также пристального внимания уполномоченных государственных органов.

 

- С будущего года вводится новый платеж-санкция - за эксплуатацию изношенного оборудования. Логика тут простая: используя полностью изношенное оборудование свыше срока его полезного действия, вы, во-первых, не платите налог на имущество, поскольку налогооблагаемая база - остаточная стоимость - у вас отсутствует; во-вторых, не обеспечиваете реализацию программы технического и технологического перевооружения. Так что готовьтесь к тому, что с нового года с вас будут взыскивать 0,5% от половины первоначальной (восстановительной) стоимости вашего "раритета". Перечень оборудования, к которому будут применены эти "санкции", определят министерства экономики и финансов.

 

- С обязательными платежами в государственные целевые фонды дело будет обстоять так: ставку платежа в Пенсионный фонд правительство предполагает повысить на 0,1%, а отчислений в Республиканский дорожный фонд на те же самые 0,1% снизить. Ставка страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд возрастет до 4,5% (на 0,5%). Кроме того, учрежден новый Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений - школ, профессиональных колледжей и академических лицеев. Ставка обязательных отчислений в него, предположительно, составит 0,5% от объема реализации товаров, работ или услуг.

 

- Ставка единого социального платежа останется без изменений (25% от фонда оплаты труда), но от его уплаты хотят освободить зарплату, выплачиваемую за счет грантов, как это принято в международной практике, исходя из целевого характера этих средств, не предполагающего их направления на уплату налогов и обязательных платежей.

 

- Меры административной ответственности будут применяться персонально к руководителям, как должностным лицам, в случае невыплаты юридическими лицами пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Ориентировочно речь идет о штрафах в размере от 10 до 15 МРЗП, уплата которых не отменит необходимости произвести положенные выплаты.

 

- Правительство принимает меры, направленные на легализацию численности работников и, соответственно, фонда оплаты труда. С нового года планируется ввести для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (предположительно - строительство, торговля и общепит) минимальные нормативы численности работников на производство единицы продукции и выработки в денежном исчислении, исходя из трудозатрат. А также - законодательно закрепить виды деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

 

- Индексируются фиксированные ставки акцизного налога на алкогольные напитки, пиво, спирт и табачные изделия, а также ставки налога за пользование водными ресурсами, земельного налога и единого земельного налога. Параллельно в 2011 году начнется работа по пересчету нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, исходя из текущих цен.

 

- В 2011 году запланировано повысить зарплату работников бюджетных учреждений, пенсии, стипендии и социальные пособия в 1,25 раза - в 2 этапа.

 

- Предполагается снизить с нового года минимальную (с 11 до 10%) и среднюю (с 17 до 16%) ставки шкалы налога на доходы физических лиц. Расчет на то, что, больше зарабатывая, мы будем больше тратить, стимулируя тем самым внутренний рынок.

 

- Ставка налога на имущество физических лиц должна немного повыситься - с 0,5% до 0,75%, причем на очень большие по площади жилые дома и квартиры (свыше 200 кв.м) в городах могут быть установлены повышающие коэффициенты. А все потому, что инвентарная стоимость жилья у нас все еще не соответствует реальной.

В связи с этим принято решение в течение 2011 года осуществить сплошную переоценку стоимости жилого фонда физических лиц в текущих ценах, а при подготовке концепции налоговой политики на 2012 год предусмотреть снижение ставки налога на имущество физлиц, исходя из того, что при расчетах уже будет использоваться новая - приближенная к реальности - инвентаризационная стоимость.

 

 

ЛЬГОТЫ

 

- Будет отменена льгота по таможенной пошлине на товары, ввозимые в республику бюджетными организациями за счет бюджетных ассигнований для собственных нужд. Аналогичная льгота по НДС для них утратила силу еще в 2005 году.

 

- С нового года предполагается отменить таможенные льготы по налогу на добавленную стоимость на ввозимые готовые лекарственные средства, объемы производства которых у нас в Узбекистане обеспечивают потребности внутреннего рынка. Мера направлена на поддержку национальных фармацевтов, которым себестоимость производства пока что объективно не давала нормально конкурировать с импортом, ввозимым в льготном порядке.

ГАК "Узфармсаноат" и Минздрав разрабатывают в настоящее время перечень лекарственных средств, производство которых освоено отечественными предприятиями в достаточном объеме.

 

- До 1 января 2014 года будет продлено действие льгот, предоставленных постановлением Президента от 25 июля 2006 года N ПП-425 для специализированных управляющих - сервисных организаций ТЧСЖ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Законодатели отмечают, что налоговые льготы очень благоприятно сказались на данной сфере: с момента их введения в республике было создано порядка 350 профессиональных управляющих компаний. А продление действия льгот создаст благоприятные условия для дальнейшего формирования рынка жилищных услуг.

 

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

В 2011 году предусматривается рост объемов ВВП - на 8,3%, промышленной продукции - на 9,3%, производства сельскохозяйственной продукции - на 5,8% и капитальных вложений - на 12,1%. Дефицит государственного бюджета составит 1% к ВВП.

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

В будущем году бюджетная политика будет выстроена с учетом приоритетности следующих четырех направлений:

 

1. Обеспечение роста доходов и уровня жизни населения путем повышения размеров зарплаты, пенсий, стипендий и социальных пособий, опережающего темпы инфляции;

 

2. Повышение эффективности использования бюджетных средств, оптимизация структуры и сети бюджетных учреждений, расширение внебюджетных источников финансирования, усиление адресности социальной помощи;

 

3. Создание надежных и постоянных источников финансирования реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений;

 

4. Дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений - через усиление самостоятельности и заинтересованности местных органов власти в расширении доходной базы и эффективности использования ресурсов.

 

Обращают на себя внимание отдельные нововведения в сфере финансирования образовательных учреждений. Во-первых, как мы уже сказали, создан новый Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений, призванный материально обеспечивать решение всех тех вопросов, что перечислены в его названии.

Кроме того, в порядке эксперимента предполагается предоставлять государственные дошкольные образовательные учреждения в городах и областных центрах - мало того, что в долгосрочную (на 25 лет и более), так еще и безвозмездную (!) аренду частным образовательным структурам - с условием принятия ими инвестиционных обязательств по модернизации материально-технической базы при обеспечении сохранности государственного имущества. Этот щедрый жест со стороны государства означает, что в ближайшие годы у нас должно резко возрасти количество частных детских садов, а расценки на их услуги должны существенно снизиться, поскольку из себестоимости исключаются расходы на аренду (не говоря уж - на строительство) подходящих зданий в подходящем месте - внутри жилых массивов.

Расходы на экономику в 2011 году составят 2,5% к ВВП. Большая их часть придется на содержание объектов Минсельводхоза.

Владельцы автомобилей могут начинать радоваться: в прогнозе Государственного бюджета на 2011 год в рамках реализации Антикризисной программы предусмотрено затратить порядка 46 млрд сумов на ремонт автомобильных дорог.

В целях сокращения сверхнормативного потребления населением холодной воды и тепловой энергии (центральное отопление, горячая вода) планируется с 1 января будущего года ввести дифференцированные тарифы на оплату данных услуг. Подробности мы все узнаем чуть позже, а пока можно сказать только то, что будут обнародованы нормативы ежемесячного потребления горячей и холодной воды, и в их пределах население будет платить по привычным общеустановленным тарифам. А за сверхнормативное потребление (равно как и за отапливаемую "избыточную" жилую площадь) к этим тарифам будут применяться повышающие коэффициенты. А вообще-то, конечно, наша "расточительность" вовсе не является основной причиной сверхнормативной подачи населению как воды, так и тепловой энергии, что подтверждают сами специалисты-коммунальщики. Корень всех зол здесь заключается в изношенности внутридомового оборудования и сетей, а также в "открытой системе водоразбора теплоносителя", как сообщили депутатам. Чисто технически не очень понятно, о чем идет речь, но, кажется, слава богу, - не о квартирах горожан...

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

 

Поскольку в настоящее время бюджетные процессы регулируются многочисленными актами законодательства, принятыми в разное время и отражающими решение отдельных актуальных задач на различных этапах развития бюджетной системы (3 закона, 6 указов и постановлений Президента, 26 постановлений Кабинета Министров и изрядное количество ведомственных нормативно-правовых актов), на практике это приводит к повторениям и неоднозначному толкованию различных норм бюджетного законодательства. В целях его совершенствования, а также повышения комплексности и прозрачности бюджетной системы законодатели согласились с предложением начать разработку Бюджетного кодекса, охватывающего все основные акты законодательства по бюджетному процессу.

 

Юлия ЯШИНА,

спец. корр. "НТВ".

 

Опубликовано в газете "НТВ" от 2 декабря 2010 года № 48.

Бу мавзуни фақат рўйхатдан ўтган фойдаланувчилар шарҳлашлари мумкин. Мавзуда шарҳларни премодерациялаш амалда.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь