Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Қишлоқ хўжалиги корхоналари учун сув солиғи бўйича ҳисоботларни тўлдириш керакми Маданий мерос объектларини ким ва нима учун ижарага олиши мумкин Импорт товар ҚҚСни ҳисоблаб чиқариш учун белгиланган қийматдан паст нархда сотилса

ДОКАЖИ, ЧТО ВЗНОСЫ ПЛАТИЛ

09.02.2012

 

Норма, N 6 от 7 февраля 2012 года

 

В минувшем году заметные изменения претерпело пенсионное законодательство страны. В наших прошлогодних публикациях "Новые положения для пенсионеров" ("Норма" N 8 (293) от 28.02.2011 г.) и "Белая зарплата обеспечит достойную старость" ("НТВ" N 16 (872) от 21.04.2011 г.) комментировались и давались пояснения по нововведениям в нормативных актах по пенсионному обеспечению граждан. Кроме того, обе газеты регулярно дают разъяснения по "пенсионным" вопросам, с которыми обращаются читатели. Однако за прошедший период всплыли и любопытные нюансы, ранее себя никак не проявлявшие, потому что обозначились только в ходе реализации новых требований. Эти проблемы своего рода "приветы из прошлого". Об их существовании многие из тех, кто сейчас собирает документы в личное пенсионное дело или кому в ближайшей и более отдаленной перспективе предстоит пойти на заслуженный отдых, даже не подозревают.

 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

 

Для понимания происходящего, оценки новаций в пенсионном законодательстве и их влияния на систему социального обеспечения в стране нужно понять, зачем вообще понадобились обновления в пенсионной истории?

Существовавшая с дореформенных времен пенсионная система уже не отражала в полной мере реалий рыночной экономики. Внесенные изменения, в результате которых повышается ответственность плательщиков взносов в Пенсионный фонд, эти перекосы устраняет. Причем если прежде в поле зрения были платежи работодателей, то теперь заметно возросла роль работников и их личных вкладов в пенсионную "копилку". За точечными поправками в действующие нормативные акты просматриваются шаги в сторону полноценной реформы системы пенсионного обеспечения граждан. Суть этих преобразований в воплощении идей формирования пенсионной системы в условиях рынка, на базе которой функционируют действующие модели пенсионного обеспечения во многих странах мира.

Проблема модернизации существующих пенсионных систем - одна из ключевых в повестке дня социальной политики большинства стран мира, включая Узбекистан. Необходимость преобразований связана как с устойчиво возрастающей стоимостью пенсионного обеспечения пожилых, так и с присущим пенсионным системам институциональным "устареванием". Это объясняется тем, что многие из них формировались свыше полувека тому назад и учитывали сложившиеся на тот момент экономические и социальные условия. Произошедшие с тех времен качественные изменения модели экономических и трудовых отношений, а также возрастной структуры социума требуют не просто замены отдельных механизмов пенсионных систем, но и пересмотра базовых основ их функционирования.

 

 

ЧУЖОЙ ОПЫТ

 

Интересна современная система взаимоотношений государства и пенсионеров в США, которая появилась в 1935 году с принятием закона о социальном обеспечении. По закону федеральный бюджет брал на себя пенсионное страхование работников. В этом документе имелась существенная оговорка, согласно которой финансирование пенсий осуществляется за счет взносов самих работников и их работодателей, а размер пенсии каждого работника зависел от суммы его взносов. При подобном самофинансировании государственный бюджет избегал излишних обременительных затрат, а пенсионеры не считались иждивенцами государства. Впоследствии в закон было внесено еще несколько поправок, и в итоге сложилась система, при которой пенсии постоянно увеличивались и индексировались в зависимости от темпов инфляции, а государство брало на себя официальное обязательство гарантировать выплату этих растущих пенсий независимо от того, сколько взносов произвели граждане и их работодатели. Эта система получила название welfare state и была сначала заимствована странами Западной Европы, а затем в различных вариациях пошла "гулять" по планете.

Периодически возникающие экономические неурядицы, демографические проблемы со старением населения в индустриальных странах привели к тому, что у тамошних пенсионных фондов не стало хватать собственных средств для удовлетворения растущих потребностей. Трансферы из государственных бюджетов покрывали дефицит в ресурсах, но так проблема стала хронической, пошли разговоры о конце эпохи welfare state и необходимости принятия кардинальных мер. В начале января мировые СМИ сообщили, что в Еврокомиссии (исполнительном органе ЕС) сейчас готовится проект радикального изменения пенсионной системы в Европе. План заключается в том, чтобы либо повысить во всех странах пенсионный возраст до 75 лет, либо вовсе его отменить.

 

 

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

 

У нас несколько иная ситуация. Стране досталась пенсионная система прежней дореформенной социально-экономической конструкции, где государство и работодатель были в одном лице, а взносы в Пенсионный фонд с заработной платы работников никакого значения для размера пенсии не имели. Сегодня размер заработной платы за последние 10 лет работы и общий трудовой стаж по-прежнему единственное, на что граждане обращают внимание в предпенсионном возрасте. И дело здесь не только в инерции мышления.

Очень похоже, что прошлогодние изменения в пенсионном законодательстве стали началом ухода от так называемой ретрибутивной пенсионной системы и переходу к контрибутивной системе. То есть получать пенсию человек должен в том объеме, в котором выплачивал пенсионные взносы. Сейчас пенсия рассчитывается исходя из средней суммы заработка за 5 лет из последних 10 до выхода на пенсию. При подсчетах по такой схеме возможна ситуация, при которой человек за 25 лет стажа уплатил взносов, скажем, на 5 млн сумов, но претендует на пенсию, которая обойдется государству в 10 млн. Образуется огромный дисбаланс, который, по идее, и призвана устранить контрибутивная система.

Ревизоры финотделов продолжают проверять пенсионные дела на предмет правильности назначения и установленных размеров пенсий. По данным Навоийского областного пенсионного управления, в прошлом году выявлены переплаты и неправильно назначенные пенсии почти на 200 млн сумов. Для пенсионеров, которых вызывают в местные отделы соцобеспечения и ставят в известность о необходимости вернуть излишне выплаченные им суммы пенсий, такого рода новости становятся настоящим шоком. Просто изменились правила, о которых они, что называется, ни слухом ни духом. "Вот довольно распространенный случай, - поясняет начальник отдела управления социального обеспечения Навоийской области Одил Эргашев. - Гражданка М.Ф. проработала на одном предприятии 20 лет. В 54 года вышла на пенсию. С общим трудовым стажем у нее все в порядке, но в ходе изучения ее пенсионного дела выяснилось, что за эти 2 десятка лет она 4 раза выходила в декретный отпуск, и в эти периоды, естественно, взносы в Пенсионный фонд не платила. Пришлось сделать перерасчет ее пенсии в сторону уменьшения".

Однако, как показывает практика, будущим пенсионерам следует озаботиться не только учетом временных рамок своей трудовой деятельности и уплаты взносов в Пенсионный фонд, но и сбором доказательств того, что работал и взносы платил. У жительницы Навои Г.М., может быть, не совсем типичная история, но она уже 2 месяца занята поиском документов, подтверждающих записи в трудовой книжке о том, что она работала в середине 1980-х. В этих походах по архивам она делает для себя и некоторые неожиданные открытия. Например, в архиве нашлась бумага, подтверждающая факт ее увольнения, а приказ о приеме на работу не обнаружился. Также сотрудники архива не смогли отыскать бухгалтерские документы предприятия. Следовательно, нет возможности доказать, что человек трудился и из его заработка удерживались обязательные платежи. Теперь женщина не знает, что ей делать, и сомневается, что справки из архива о наличии всего лишь одного приказа об увольнении будет достаточно для подтверждения нежданно-негаданно выпавших 3 лет трудового стажа.

В аналогичном подвешенном состоянии, сами того не ведая, могут оказаться десятки, если не сотни людей. В минувшем году только в Навои процедуру ликвидации прошло около 200 предприятий малого бизнеса, а в областной архив сдали документы лишь 25 юридических лиц, прекративших свою деятельность. Правда, в областном центре есть еще и городской архив, но знающая ситуацию заведующая областным архивом Фатима Хакимова говорит, что там положение дел не лучше.

Согласно Закону "Об архивном деле", предприятия, учреждения и организации обязаны хранить документы по личному составу и похозяйственные книги в ведомственных архивах в течение 75 лет. А вот механизм контроля за соблюдением этих требований не просматривается или бездействует.

Не совсем понятно, почему человек, собирающийся выходить на пенсию, должен собирать справки и доказывать, что работал и платил взносы в Пенсионный фонд. У него есть трудовая книжка, в которой отражены все этапы его трудовой биографии. Если записи в этом документе поддельны, так это уже криминальная история. Что, сведения в трудовой книжке ровным счетом ничего не значат и ее владельцу нет веры, пока их достоверность не найдет подтверждения в хранилищах?..

Конечно, в 55 или 60 лет мотиваций для хождения по инстанциям предостаточно. Только как убедить тех, кому сейчас 25-30 и жизнь кажется вечной, у кого на уме учеба, карьера, материальные блага, что пора и о послезавтрашнем дне подумать.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш корр.

г. Навои.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_