Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Хизматлар экспортида уларни олувчи Ўзбекистон ҳудудида жойлашган бўлса Корпоратив чекларни my3.soliq.uz сайтида қандай рўйхатдан ўтказиш керак Умумий овқатланиш корхонаси қишлоқ хўжалиги маҳсулотларининг электрон харид қилиш далолатномасини қандай расмийлаштириши керак Умумий овқатланиш корхонаси қишлоқ хўжалиги маҳсулотларининг электрон харид қилиш далолатномасини қандай расмийлаштириши керак

О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (1)

02.11.2011

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

 

В соответствии с Государственной программой "Год малого бизнеса и частного предпринимательства" и в целях кардинального сокращения вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, дальнейшего совершенствования системы организации проверок и усиления ответственности должностных лиц за необоснованное вмешательство в их деятельность, усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства Президентом республики был принят Указ "О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства" (от 4 апреля 2011 года N УП-4296). Среди задач, определенных Указом:

широкое внедрение камерального контроля (на основе анализа финансовой и налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиком) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства;

организация проверок (ревизий) в случаях выявления нарушений налогового законодательства по результатам предварительно проведенного камерального контроля;

введение механизма постпроверочного анализа для выяснения системных причин нарушений налогового законодательства с последующей разработкой предложений по их устранению;

разработка и внедрение обязательного применения унифицированного контрольного вопросника при проведении проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства.

 

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Согласно статье 70 Налогового кодекса (далее - НК), камеральный контроль - контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы. Камеральный контроль проводится по месту нахождения органа государственной налоговой службы без посещения налогоплательщика.

Предусмотренные статьей 70 НК полномочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок, позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить ошибки налогового учета налогоплательщика. Возможным результатом камеральной проверки может быть доначисление в бюджет налогов и обязательных платежей, а также дополнительное взыскание финансовых санкций. Именно камеральные налоговые проверки становятся той формой налогового контроля, при широком внедрении которой налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, увеличить доначисления в бюджет.

Статьей 70 НК предусмотрено, что, если в ходе камерального контроля органом государственной налоговой службы выявлены ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленной налоговой отчетности и имеющимися в органах государственной налоговой службы, об этом в письменной форме сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления. Налогоплательщик обязан в 10-дневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить в порядке, предусмотренном для представления уточненной налоговой отчетности, исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений.

Действительно, при анализе сданных в налоговые органы расчетов по налогам и обязательным платежам у различных предприятий выявляются ошибки в бухгалтерском учете, исчислении и уплате налогов, которые можно назвать типичными. В целях предупреждения и своевременного исправления данных ошибок попытаемся их систематизировать, дать примеры и рекомендации по их исправлению.

 

Формы налоговой отчетности утверждены Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом (зарегистрированы МЮ 21 января 2008 года N 1760; в данные формы налоговой отчетности внесены изменения от 30 мая 2011 года N 1760-1).

К сожалению, к формам налоговой отчетности нет комментариев и при их заполнении налогоплательщик допускает ряд ошибок, которые приводят к искажению налоговой отчетности. В случае их выявления при проведении камерального контроля и руководитель, и главный бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности, согласно статье 175 Кодекса об административной ответственности.

Допущенные в бухгалтерском и налоговом учете ошибки, как правило, не ведут к значительным санкциям, за исключением случаев, когда такие ошибки влияют на исчисление и уплату налогов.

Ошибки налогового учета можно разделить на две группы:

q технические ошибки;

q ошибки применения норм налогового законодательства.

Наиболее типичные технические ошибки при заполнении форм налоговой отчетности таковы:

расчеты по налогам и обязательным платежам должны заполняться в сумах. Нередко налогоплательщики заполняют их в тысячах сумах. При этом нельзя забывать, что финансовая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о денежных потоках, отчет о собственном капитале, отчет движения основных средств, расшифровка дебиторско-кредиторской задолженности) представляется в тысячах сумах;

неправильное заполнение или незаполнение всех реквизитов налогоплательщика. В частности, часто не указываются: полное и сокращенное наименование предприятия, ИНН, юридический адрес, телефоны, Ф.И.О. директора и главного бухгалтера, их подписи и ИНН, период, за который представляется отчетность и т.д.;

при заполнении форм расчетов налогов и обязательных платежей заполняются не все приложения либо они заполняются неправильно, особенно в части использования льгот по налогообложению или отражения прочих доходов.

Устранить технические ошибки несложно, в случае их обнаружения вносятся исправления в налоговые регистры, и они сдаются заново.

Налоговым органам и самим налогоплательщикам куда сложнее обнаружить ошибки применения норм налогового законодательства. Таких ошибок гораздо больше, однако, их можно сгруппировать. Это ошибки, связанные с:

неправильным ведением бухгалтерского учета, повлекшим неправильное исчисление налогов и обязательных платежей;

исчислением налогооблагаемой базы налога или обязательного платежа;

неправильным применением ставок налогов и обязательных платежей;

применением льгот, вычетов, освобождений по налогам и обязательным платежам;

исполнением экспортно-импортных операций;

неправильным режимом налогообложения.

 

 

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПРАВИЛЬНЫМ

ВЕДЕНИЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Ошибки в "первичке" почти всегда влияют на расчет налогов, поскольку для расчета того или иного налога используются данные бухгалтерского учета. Поэтому после внесения исправлений в бухгалтерский учет организации бухгалтер должен проверить, не повлияли ли эти исправления на величину налоговых обязательств перед бюджетом. Обязательства перед бюджетом, возникающие в результате исправления этих ошибок, нужно отражать в том периоде, когда они выявлены, но уточненные расчеты по налоговым обязательствам необходимо сдать за тот период, к которому эти изменения относятся.

 

ПРИМЕР 1. На предприятии розничной торговли в августе 2011 года было обнаружено, что неправильно отражена себестоимость товара при реализации за май 2011 года на сумму 148,0 тыс. сумов.

 

Учитывая, что в настоящее время данная категория налогоплательщиков уплачивает ЕНП с суммы налогооблагаемой валовой выручки, данная ошибка не повлекла сдачи уточненной налоговой отчетности и достаточно провести исправительную бухгалтерскую проводку в августе 2011 года.

 

ПРИМЕР 2. На предприятии в 2011 году проведен внутренний аудит за 2009 год и обнаружена бухгалтерская ошибка при начислении износа по имуществу, что повлекло доначисление налога на имущество. Сумма отклонения налога на имущество составила 1 520,0 тыс. сумов.

 

Согласно статье 46 НК, налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного статьей 38 НК, представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Таким образом, сумма дополнительно начисляемого налога на имущество изменяет и данные статей баланса за 2009 год, влечет за собой изменение финансового результата, соответственно, изменяются суммы налога на прибыль и налога на развитие социальной инфраструктуры.

 

ПРИМЕР 3. На предприятии за прошлый год обнаружено, что недоудержан налог на доходы физических лиц в сумме 155,0 тыс. сумов у работника, который уволился в связи с переездом в другую страну.

 

В случае если при обнаружении такой ошибки работник продолжал бы работать в данной организации, бухгалтер провел бы исправление в части удержания налога на доход этого лица. Но учитывая, что с данного лица нет возможности провести такое доудержание, налоговый агент исчислет сумму налога и отражает ее в расходах предприятия, так как, согласно статье 186 НК, исчисление и удержание налога на доходы физических лиц производятся налоговым агентом исходя из налогооблагаемой базы и ставок, установленных законодательством.

 

ПРИМЕР 4. В ходе внутренней проверки ведения кассовых операций на предприятии были обнаружены неверно оформленные первичные учетные документы. А именно:

в расходном ордере N 11 от 15 марта 2010 года нет подписи руководителя организации;

в расходном ордере N 75 от 10 июня 2010 года получатель денег под отчет не проставил дату получения денег и подпись;

в расходном ордере N 110 от 25 июня 2009 года цифрами не указана сумма операции и корреспондирующий счет.

 

Все эти ошибки являются нарушениями порядка ведения кассовых операций, но не влекут за собой применения к организации штрафных санкций. Исправить эти ошибки достаточно просто. Для этого необходимо указать недостающие реквизиты: поставить подпись руководителя, указать сумму расходного ордера цифрами, а также корреспондирующий счет. Осложнения могут возникнуть лишь в том случае, если получатель денег по расходному ордеру N 75 уже уволился и уехал за пределы страны, и проставить дату получения денег и роспись он не может. Тогда следует собрать косвенные доказательства факта выдачи ему денежных средств. Таким доказательством может быть копия его авансового отчета, в котором указана дата выдачи денег под отчет. Ее нужно приложить к неверно оформленному расходному кассовому ордеру. Ошибки в прочих первичных учетных документах можно исправлять только строго по правилам в зависимости от периода их обнаружения.

 

Гульнора ХАБИБУЛЛИНА,

наш эксперт.

 

Продолжение следует.

 

 

 

НТВ, N 44 от 27 октября 2011 года.

 

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

.

Валюталар курси

2025-05-16
  • USD:12965.34 (+0.00) сум
  • EUR:14525.07 (+0.00) сум
  • RUB:161.34 (+0.00) сум