Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Нима учун солиқ органининг ҳар бир хатига жавоб талаб қилинмайди Биноларга туташ участкалар ижараси соддалаштирилади: ўзбошимчалик билан қурилган иншоотларни расмийлаштириш ёки бузиш керак Мажбурий рақамли маркировкаланиши лозим бўлган товарлар билан ишлаш Товарларнинг чакана савдоси қандай ҳисобга олинади Божхоначилар билан низони судгача ҳал қилиш имконияти пайдо бўлди

Бюджетные процессы представлены журналистам

14.07.2014

 

Как формируются расходы и доходы бюджетной организации? Как не допустить перерасхода бюджетных средств и грамотно их использовать? Куда уходит «львиная доля» бюджетных ассигнований? На эти и другие вопросы журналисты получили ответы в ходе семинара-тренинга «Бюджетный процесс: законодательная основа, понятие, построение и этапы».


Семинар был организован Проектом «Реформа бюджетной системы в Узбекистане (BSRP)» для представителей СМИ 10 июля в бизнес-центре «Пойтахт». Тренинг провела независимый эксперт Проекта Зарина Сирожиддинова.

 

На наглядных примерах слушателей ознакомили с принципами формирования республиканского, местного и локального бюджетов. В частности, рассматривались источники доходов (налоги, обязательные платежи, займы) и расходы (финансирование, кредитование, инвестирование) в буджетных организациях.

 

Согласно предоставленным данным, 51,9% дохода Государственного бюджета Республики Узбекистан (без учета государственных целевых фондов) в 2013 году составляют косвенные налоги; 24,23% приходится на прямые налоги, ресурсные платежи и налог на имущество принесли в общий «котел» 14,83% дохода, прочие доходы - 9,85%.

 

Что касается расходов Государственного бюджета в 2013 году, 58,65% потрачено на социальную сферу и социальную защиту населения, 10,65% - на экономику, 5,57% - централизованные инвестиции, 4,45% - содержание органов государственной власти, управления судов и органов самоуправления граждан, 0,03% - средства и гранты на развитие ННО, НПО и институтов гражданского общества, 20,65% - прочие расходы.

 

При этом более 50% всех расходов, предназначенных для социальной сферы, в 2013 году истрачено на просвещение (8 803,2 млрд сумов), 3 709,9 млрд сумов  - на здравоохранение, 287,4 млрд сумов - на культуру, спорт и науку ушло 164,7 млрд сумов, оставшиеся средства израсходованы на соцобеспечение, социальные пособия нуждающимся семьям, выдачу кредитов по Программе строительства индивидуального жилья в сельской местности.

 

Часть средств аккумулируется в Резервном фонде Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусмотренного на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, куда отчисляется определенный процент дохода госбюджета. При этом в случае отсутствия необходимости расхода данных средств в конце финансового года они перераспределяются.

 

На семинаре рассматривались также вопросы формирования доходной и расходной части бюджетных организаций в рамках имеющихся средств. Так, согласно нормам и правилам, утвержденным законодательством, бюджетная организация составляет смету расходов на определенный период (на 1 год, в соответствии с Бюджетным кодексом, в перспективе планируется переход к среднесрочному планированию, сроком на 3 года). Бюджетная организация финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

 

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» (от 3.09.1999 г. № 414) бюджетным организациям разрешено получать дополнительные доходы от производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности; предоставления ими в аренду сторонним организациям временно не используемых помещений и другого государственного имущества; спонсорской (безвозмездной) помощи, оказываемой юридическими и физическими лицами.

 

Стоит отметить, что этим же Постановлением бюджетным организациям до 1 января 2015 года предоставляется льгота в виде освобождения от всех видов взимаемых в Государственный бюджет налогов и сборов с целевым направлением высвобождающихся средств на укрепление материально-технической и социальной базы бюджетных организаций, а также материальное стимулирование их работников. Эти средства направляются в Фонд развития бюджетной организации, включая средства, сэкономленные, в рамках основного финансирования.

 

В ходе семинара было отмечено, что корректировать установленный бюджет на определенный период допускается в объеме, не превышающем 10% (например, при необходимости закупки одной позиции, вместо другой). Все расчеты производятся через программный комплекс «Казначейство»,  где контролируется наличие средств на осуществление определенной операции, а также наличие данной строки расходов в соответствии с ранее направленными сметами. Таким образом, обеспечивается защита от перерасхода бюджетных средств организациями.

 

В мероприятии участвовали представители средств массовой информации, Министерства финансов Республики Узбекистан, Учебного центра по подготовке и переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений бюджетных организаций при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

 

Ольга Кирьякова,

наш корр.