Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Налоговая и бюджетная политика: предварительные итоги 2023 года и прогноз на 2024 год

Налоговая и бюджетная политика: предварительные итоги 2023 года и прогноз на 2024 год

22.12.2023

Ўзбек тилида ўқиш

Настоящий обзор подготовлен на основании основных направлений налогово-бюджетной политики на 2024 год и оценки выполнения прогноза доходов на 2023 год, опубликованных Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан.

 

Как ожидается, прогноза доходов,  заложенный при подготовке бюджета на 2023 год, будет исполнен.  Однако поступлений по НДС, акцизному налогу, налогу на прибыль, налогу с оборота и налогу за пользование недрами будет меньше, чем ожидалось.

 

Так, невыполнение прогноза по НДС обусловлено ростом суммы возмещения налога  из бюджета на 4,5 трлн сумов – взамен 14,6 трлн сумов ожидается 19,1 трлн сумов. Сказались также  более позднее повышение тарифов на энергоносители, чем это предусматривалось  при подготовке проекта бюджета, а также сокращение объемов производства в отдельных секторах экономики, включая энергетический сектор.

 

Вместе с тем, несмотря на снижение ставки НДС с 15 до 12% в 2023 году, поступления по НДС вырастут на 10,5% по сравнению с прошлым годом. Высокий рост (13%) ожидается по «импортному» НДС. Это обусловлено:

- ростом импорта, его легализацией за счет снижения ставок таможенных пошлин;

- ослаблением национальной валюты.

 

При сохранении ставки налога в 2023 году на уровне 15% рост доходов против прошлого года составил бы около 40%.

 

Доходы бюджета от НДС в текущем году ожидаются в сумме 60 трлн сумов, а в 2024 году планируются в сумме 74 трлн сумов или с ростом на 14 трлн сумов или 23,5%. Рост поступлений будет обусловлен:

- увеличением ВВП (5,6 – 5,8%), инфляции (в среднем 8 – 10%);

- повышением тарифов на энергоресурсы с 1 октября 2023 года для юридических лиц;

- ростом объема импорта на 15%;

- отменой ряда налоговых льгот.

 

Введение НДС по медикаментам позволит расчетно увеличить доходы бюджета по НДС в сумме 2,5 млрд сумов в расчете на год (объем потребления расчетно составляет 1,6 млрд долларов в год).

 

Прогнозируемое увеличение поступлений по НДС за счет налогового и таможенного администрирования, а также поступлений за счет истечения срока действия отдельных налоговых и таможенных льгот составит около 5 трлн сумов (около 0,4% к ВВП), включая возможное дальнейшее снижение доли возврата НДС в общих поступлениях НДС.

 

При этом с учетом борьбы с теневой экономикой, совершенствования налогового и таможенного администрирования, роста тарифов на энергоресурсы в конце 2023 года, роста импорта на 15%, сумму доходов по НДС может составить не ниже 80 трлн сумов (при сохранении уровня возмещения НДС).

 

Вместе с тем в рамках налоговой политики на 2024 год не предусматривается снижение или повышение порога по переходу на обязательное применение уплаты НДС.

 

По акцизному налогу, несмотря на рост поступлений к 2022 году, в 2023 году ожидается неисполнение прогноза доходов на 1,5 трлн сумов (16,4 трлн взамен 17,9 трлн сумов). Это в основном обусловлено обнулением акцизного налога на бензин марки АИ-80 до конца текущего года, а также сокращением объемов реализации алкогольной и табачной продукции.

 

Вместе с тем акцизный налог на 2024 год прогнозируется в сумме 22,7 трлн. сумов, т.е. с увеличением на 36,3%. Рост акцизного налога обусловлен как прекращением льготы по бензину, так и индексацией ставок, ростом цен на отдельные товары и расширением перечня товаров, облагаемых акцизным налогом.

 

Индексация фиксированных ставок (алкогольная и табачная продукция, бензин, дизельное топливо и газ, включая их реализацию конечному потребителю) предусматривается на 12%. При этом в рамках выравнивания ставок акцизного налога при импорте и при производстве по табачной и алкогольной продукции предусматривается снижение ставки акцизного налога на импорт этих видов товаров на 5%.

 

Однако, несмотря на отсутствие зачета по приобретенному спирту для производителей алкогольной продукции, предусматривается индексация ставки акцизного налога на спирт в два раза. Данная мера может привести к тому, что при выравнивании ставок акцизного налога по алкогольной продукции (при импорте и производстве в рамках требований ВТО) в последующем отечественные производители будут менее конкурентоспособны из-за высокой стоимости спирта, используемого для производства.

 

Также предусматривается введение акцизного налога на газированные напитки, и повышенной ставки акциза на энергетики. В частности, предлагается введение акциза на газированные сладкие напитки исходя из объема в фиксированной сумме (500 сумов за 1 литр).

 

Введение акцизного налога на сладкие газированные напитки является одним из шагов, направленного на сокращение их потребления в связи с их вредностью. Однако большинство стран вводило акцизный налог исходя из содержания сахара в напитках (то есть определяло степень вредности напитка – «sugar tax»). При введении акцизного налога на литр газированного сладкого напитка данная задача не достигается, но это является одним из механизмов, которые будут в последующем донастраиваться (переход на обложение исходя из содержания сахара).

 

Вместе с тем повышенный акциз на энергетики может не достичь своей цели, так как содержание сахара и колебание в его содержании довольно разное. Правовое определение понятия «энергетический напиток» отсутствует, оно используется только в наименовании самого напитка. Это может усложнить налоговое и таможенное администрирование акциза и привести к тому, что сбор налога окажется более затратным, чем его поступления.

 

При этом высокий акциз (2 000 сумов за 1 литр) может привести к росту контрабанды данных напитков из соседних стран, где отсутствуют акцизы на их производство или ввоз, что не позволит получить не только запланированный акциз, но и НДС при их ввозе.

 

Рост поступлений в 2024 году обусловлен также и ростом цен на природный газ для юридических лиц в конце 2023 года (расчетные дополнительные поступления 2,5 трлн сумов).

 

По налогу на прибыль доходы бюджета в текущем году ожидаются ниже прогнозных почти на 2 трлн сумов, несмотря на сохраняющиеся высокие цены на драгоценные металлы. Отчасти это обусловлено ростом тарифов на энергоресурсы и  расходов субъектов предпринимательства, в том числе за счет курса валюты (отрицательные курсовые разницы).

 

Ставка налога на прибыль в  2024 году не изменится. Небольшой  рост поступлений по данному налогу к текущему году (108,3%) обусловлен снижением прогнозных  цен на золото и медь, заложенными при подготовке бюджета (1 800 долларов за унцию золота и 7 800 долларов за тонну меди). Если текущие цены сохранятся, поступления увеличатся на 4–5 трлн сумов (рост 118%).

 

Опубликованная налоговая политика  не предусматривает  предоставление дополнительных налоговых льгот по налогу на прибыль на 2024 год, а также отмену раннее предоставленных льгот.

 

Прогнозируется, что при сохранении налоговой ставки по налогу с оборота и налоговой базы, а также росте минимальной ставки фиксированной суммы налога с оборота в среднем на 25% рост налога составит около 3% или 100 млн сумов (при среднем уровне роста в 17%).

 

При этом также планируется расширить категорию плательщиков налога с оборота за счет самозанятых с оборотом свыше 100 млн сумов, но в поступлениях данное расширение не учтено. Также ничего не говорится о мерах по усилению налогового администрирования. В частности, в  розничной торговле и общепите.

 

С учетом роста минимальной заработной платы в бюджетном секторе в 2023 году в два раза, а также повышения ее в 2024 году не ниже уровня инфляции, ожидается рост поступлений НДФЛ  в 1,3 раза. Ставку НДФЛ планируется сохранить в 12%.

 

Повышение минимальных ставок арендной платы жилого и нежилого имущества будет нивелироваться за счет передачи 10% доходов от сдачи имущества жилого назначения в распоряжение махаллей.

 

Высокий рост доходов от таможенной пошлины объясняется ростом импорта на 15%, изменением курса национальной валюты, а также прекращением действия отдельных налоговых льгот.

 

В 2024 году ожидается  более высокий рост по налогу на имущество (19%) и налогу за пользование водными ресурсами (44,5%). Это обусловлено ростом минимальной стоимости имущества за м2 в г. Ташкенте и в других регионах республики, а также индексацией ставки налога за пользование водными ресурсами.

 

При этом индексация минимальной стоимости имущества м2 в целях налогообложения направлена на упрощение налогового администрирования и не достигает цели по обложению имущества от реальной рыночной стоимости.

 

Несмотря на индексацию ставки земельного налога на 12%, рост поступлений от этого налога ожидается в следующем году всего на 6%.

 

Скорее всего, это обусловлено передачей части поступлений в бюджеты махаллей в части поступлений налога от физических лиц.

 

 

 

Валюталар курси

2024-05-02
  • USD:12632.22 (+0.00) сум
  • EUR:13478.58 (+0.00) сум
  • RUB:134.39 (+0.00) сум