Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
ТЭФЖМС полислари нархи қандай ўзгаради Ўзбекистондаги компаниялар юридик манзилини қандай ўзгартириши мумкин 2025 йил июль ойи учун ЖШДС ва ШЖБПҲга бадалларни қандай ҳисоблаш керак – Buxgalter Pro Ўзбекистонда 2025 йил 1 августдан нималар ўзгаради Вакиллик харажатлари қандай ҳисобга олинади Вакиллик харажатлари қандай ҳисобга олинади

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть III

15.04.2016

Одной из ключевых функций руководителя, помимо планирования деятельности подразделения в рамках стратегических целей компании, организации бизнес-процессов, контроля выполнения задач, является мотивация подчиненных и их развитие. В третьем обзоре по теме обучение и развитие персонала мы не могли не коснуться и этого важного аспекта – роли руководителя в развитии подчиненных.

 

 

________________


Обращайтесь с людьми так, словно они уже стали такими, какими должны быть, и вы поможете им скорее проявить все то хорошее, на что они способны.

 

Гёте.

________________


 

Мы уже писали о том, что в крупных компаниях многозадачная и масштабная функция работы с персоналом возложена на HR-подразделения. В таких условиях менеджеру, помимо всего прочего, необходимо только вовлекать подчиненных в такие устоявшиеся бизнес-процессы, как «Целеполагание» и «Оценка персонала», то есть мотивировать на достижение поставленных целей и оценивать результат. И исходя из оценки принимать соответствующие управленческие решения, в том числе касающиеся профессионального и карьерного развития сотрудников для повышения их эффективности.

 

Понятно, что крупными компаниями не рождаются, а становятся благодаря усилиям команд энтузиастов-единомышленников. И таких примеров предостаточно – Apple, Microsoft, Google, Facebook, Ford, BMW и многие другие. Те, которые за годы своей работы завоевали уважение и доверие потребителей и рынок не одной страны мира. Но что делать тем, кто еще не «дорос» до такого уровня и находится еще в стадии становления, где единственный бухгалтер или директор фирмы одновременно является и кадровиком, и наставником, и юристом, и организатором, и массовиком-затейником?

 

Ответ прост – для начала необходимо ясное понимание того, что главным ресурсом любого предприятия являются люди, от которых зависит его успешный старт, становление, конкурентоспособность, охват территорий, рост числа клиентов и успешное завоевание рынка. А развитие компании прямо пропорционально зависит от мотивации сотрудников и от наличия полноценных возможностей для их профессионального и карьерного роста. В сегодняшнем обзоре мы расскажем о некоторых инструментах, которые помогут руководителям компаний любого масштаба способствовать достижению целей через эффективную работу всех без исключения сотрудников.

 

 

Метод 70/20/10 в обучении персонала


В предыдущем обзоре мы подробно рассказали о тренинговом формате развития сотрудников. Многие воспринимают его как панацею от всех профессиональных бед. То есть бытует мнение, что если руководитель, вложив немало средств, организовал для своих подчиненных двухдневный тренинг, пригласив в качестве тренера гуру, скажем, убедительных продаж, то дела, если не сразу, то очень скоро пойдут в гору. Это заблуждение и, к сожалению, достаточно распространенное. Далеко не факт, что изменения, на которые направлен тренинг, действительно произойдут, поскольку тренинг – это всего лишь одна из многих форм обучения. Тренинг – это импульс к развитию обучающихся, но с применением уже других и более долговременных способов и личной мотивации.

 

В мире с недавнего времени все более распространенным становится подход к структуре обучения 70/20/10, в основе которого заложено правильное и сбалансированное сочетание теории и практических методов развития. Суть подхода проста:

 

  •   70 % времени занимает обучение за счет решения реальных задач на своем рабочем месте. То есть обучение на практике – это самая эффективная и наименее затратная форма обучения и развития персонала. Единственный риск – степень критичности допускаемых сотрудниками ошибок в процессе такого обучения;

 

  •   20 % времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником: наставничество, коучинг, менторинг, тьюторство и т. д. Эта форма обучения может отнять много времени у опытного наставника, но здесь уже возникает вопрос о планировании и согласованности применения таких методов с руководителем. Главный плюс – обучаемый сотрудник чувствует поддержку, видит примеры того, как надо и как не надо работать, и получает мгновенную обратную связь от наставника и оценку своих действий;

 

  •   10 % времени занимает обучение в учебных классах либо саморазвитие: лекции, семинары, тренинги, чтение литературы, участие в вебинарах и т. д. Другими словами, такое обучение по степени эффективности стоит только на 3 месте.

 

Как мы запоминаем информацию:


Способы подачи материала

Через 3 часа

Через 3 дня

Через 1 год

Рассказ, лекция…

70%

10%

3%

Демонстрация, слайд-шоу…

72%

20%

13%

Лекция + демонстрация…

85%

65%

33%

Лекция + демонстрация + практика.

98%

95%

75%

 

Центр профессионального развития «NORMA» предлагает руководителям, специалистам предприятий и организаций уникальную возможность присутствовать с помощью вебинаров на наших семинарах удаленно, не отходя от рабочего места, в режиме реального времени. С полным перечнем семинаров, которые проводятся в ЦПР «NORMA», можно ознакомиться здесь.

Основоположниками метода 70/20/10 считаются Морган Маккол и его коллеги, работающие в центре креативного лидерства. Двое из них – Майкл Ломбардо и Роберт Эйчингер – описали такой подход к обучению в своей книге под названием «The Career Architect Development Planner» (1996). Сами родоначальники метода считали его совсем не методом, а эталонной моделью, которая просто демонстрирует, что большая часть профессиональных знаний формируется не в школе и не в вузе, а на рабочем месте. На сегодня множество крупных корпораций, занимающихся обучением своих сотрудников, применяет данный подход в обучении и в некоторых из них появляются различные модификации использования формулы 70/20/10.

 

Например, в компании Hewlett-Packard данной модели в обучении придерживаются в классическом варианте, с формулировкой «Для развития талантов». По мнению представителей компании, такой подход позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения на рабочем месте. По словам HR- менеджера компании HP, в силу специфики традиционной образовательной системы, люди привыкли рассматривать обучение как формальный класс, в то время как обучение происходит в большей степени на практике, где очень велика роль наставника и (или) руководителя.

 

В Google данная модель применяется в процессе управления инновациями, когда принимается версия, что 70% времени деятельности компании должно быть отведено на решение основных бизнес-задач, 20% – на проекты, связанные с основной деятельностью, 10% – на проекты, с ней не связанные. Профессор Гарвардского университета Кайл Вестевей предложил использовать модель «Google 70/20/10» для планирования карьеры сотрудников. В данном случае 70% времени отводится на развитие своих ключевых компетенций, 20% – родственным проектам, 10% – усвоению новых навыков и сайд-проектам.

 

Как видим, существует множество подходов, и данную модель можно использовать по-разному, изобретая на ее основе собственные методики. И в данном случае стоит отдать должное ее разработчикам, поскольку это действительно эталонная модель, которая может стать основой для новых, а главное эффективных подходов к обучению.

 

 

Индивидуальный план развития


В некоторых компаниях сразу после оценки результатов выполнения рабочих целей (функциональных задач) сотрудника принято составлять индивидуальный план развития (ИПР). К примеру, 1 раз в полугодие в ходе оценочной беседы с руководителем в формате 1 на 1 (в рамках бизнес-процесса «Оценка персонала»), сотрудник отчитывается о выполнении своих рабочих целей, которые были поставлены перед ним руководителем в начале этого периода. Выполнение целей, как правило, оценивается на основе утвержденных и согласованных внутри компании количественных и качественных показателей (KPI), и должно быть выполнено на 100%. В итоге, если какая-то из целей оказалась выполнена, допустим, на 60%, то ситуация тщательно анализируется. В результате такого совместного с руководителем конструктивного диалога подчиненный сам может назвать одну или несколько причин невыполнения поставленной цели и обозначить необходимые ресурсы для дальнейшей более эффективной работы. Если у сотрудника нет такого видения, то это должен сделать руководитель. Вот здесь и озвучиваются потребности подчиненного на обучение, которые согласуются, формулируются и записываются в ИПР.

 

 

Преимущества планирования профессионального развития:


  •   возможность составить индивидуальную программу развития сотрудника с четким планом действий для достижения рабочих целей;
  •   возможность проконтролировать реализацию и результаты этих действий – в частности и плана развития – в целом;
  •   возможность планировать и распределять ресурсы (время, бюджет, эксперты, тренеры) в подразделении и в компании в целом.

 

Подход 70/20/10 в обучении персонала эксперты также рекомендуют использовать и при составлении индивидуального плана развития сотрудников. Здесь стоит обратить внимание, на то что:

 

  • чем меньше у сотрудника профессионального и управленческого опыта, тем большую роль будет играть возможность получить дополнительную теоретическую информацию и недостающие знания (например, в тренингах, семинарах, в вебинарах, в чтении литературы и т. д.);

 

  • чем больше у сотрудника профессионального и управленческого опыта, тем большую роль будет играть обучение с помощью опыта – практическое обучение (развитие на рабочем месте, развивающие задачи, делегирование, новые проекты и др.);

 

  • необходимость поддержки со стороны непосредственного руководителя и других специалистов, обладающих экспертными знаниями и умениями, в виде наставничества и коучинга остаётся неизменной на протяжении всей профессиональной жизни сотрудника (поддержка, наставничество, коучинг, менторинг, тьюторство и др.).

 

Отметим, что в приведенном выше примере был показан случай одной встречи руководителя и подчиненного для периодической оценки результатов его деятельности в рамках процесса оценки персонала. Но это совсем не значит, что в промежутке между этим встречами руководитель не общается с подчиненными и не отслеживает их работу. Как уже было сказано, необходимость поддержки со стороны непосредственного руководителя, обладающего экспертными знаниями и умениями, остаётся неизменной на протяжении всей профессиональной жизни сотрудника.

 

 

Формула успешного развития подчиненных


Теперь о том, что еще необходимо учесть руководителю для организации эффективного развития своих подчиненных. Процесс их развития будет успешным только в том случае, если в него будут вовлечены три стороны – сам сотрудник, его руководители и компания. Эта формула работает также точно, как и в математике, то есть если один из множителей равен нулю (не вовлечен), то вся формула будет соответственно равна нулю.

 

Три элемента формулы успешного развития подчиненного:

 

сотрудник должен быть готовым делать то, что требуется для его роста и развития;

 

руководитель должен быть активно вовлечен в процесс развития подчиненного и также нести за это ответственность (планирование (ИПР) и организация, контроль, мотивация и оценка развития подчиненных);

 

в компании должен быть разработан механизм (бизнес-процесс), который будет способствовать развитию сотрудников (как минимум корпоративный бизнес-тренер и (или) возможность привлечения внешних экспертов, отправки сотрудников на внешнее обучение).

 

Известно, что люди не развиваются, если:

 

они этого не хотят;

 

руководитель и предприятие не проявляют в этом интереса и не оказывают никакой поддержки;

 

для них это не является приоритетом.

 

Завершая III часть обзора на тему развития подчиненных, хотелось бы вернуться к высказыванию Гёте, которое является преамбулой к сегодняшней статье, а именно об отношении к людям. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса в своей книге «Эффект Пигмалиона в управлении» основное внимание уделяет тому, насколько сильно влияют на подчиненных ожидания менеджеров, как они побуждают их к самосовершенствованию и как готовят к работе на более ответственных и высокооплачиваемых должностях. По мнению автора книги, главные составляющие успеха – это энтузиазм и заинтересованность руководителя. И наоборот: расхолаживание, низкий уровень ожиданий и недостаточное внимание со стороны босса ухудшают производственные показатели служащего, закрепляя его низкую самооценку.

 

Для справки: Джон Стерлинг Ливингстон (John Sterling Livingstone), преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США; первым документально подтвердил значительное влияние ожиданий руководителя на показатели работы у подчиненных.

 

________________


«Манера обращения руководителя с подчиненными неуловимым образом определяется тем, чего он ожидает от них. Если руководитель ожидает от своих подчиненных многого, их работа, скорее всего, будет превосходной. Если же уровень ожидания руководителя в отношении подчиненных низкий, то, вероятнее всего, они будут работать плохо. Примерно так, как если бы существовал закон улучшения или ухудшения производственных показателей у подчиненных в зависимости от ожиданий руководителя»  

 

Джон Стерлинг Ливингстон.

________________


 

В следующем и заключительном обзоре по теме обучения и развития персонала мы поделимся информацией о стоимости образовательных услуг.

 

Михаил ВИШНЯКОВ, наш корр.

 

Публикации по теме:

 

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть I  


Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть II


Центр профессионального развития «NORMA»: итоги 2015 года


ЦПР «Norma»: а лекторы – эксперты из Минфина


Учебные курсы Ташкента: цена сертификата

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_