Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Янги ходимга ШЖБПҲ рақамини қандай қилиб бир неча дақиқада очиш мумкин (йўриқнома) Ишлаб чиқариш харажатларини қандай ҳисобга олиш керакТаътиллар жадвалини қонунчиликка мувофиқ қандай тузиш ва тасдиқлаш керак

Как продать товары государству через электронный аукцион

30.05.2018

Рус тилида ўқиш


Продолжаем разбирать Положение о порядке организации и проведения закупочных процедур (рег. № 3016 от 26.05.2018 г.). Документ подробно регулирует все виды государственных закупок. В этом обзоре изучим работу электронного аукциона на понижение стартовой цены.

 

Аукцион имеет ряд особенностей.

 

Во-первых, на нем государственные заказчики могут покупать только товары. Работы и услуги там закупать запрещено – субъекты предпринимательства могут продавать их только в электронном магазине, по конкурсу и тендеру.

 

Во-вторых, свойства товаров, закупаемых на аукционе, должны быть стандартными. При этом необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик должна отсутствовать.

 

То есть заказчику не требуется составлять полноценное техническое задание. Вместе с тем он вправе подробно описать характеристики (спецификацию) предмета аукциона.

 

В-третьих, нижний порог стоимости товаров по одному договору для проведения электронного аукциона отсутствует. Это значит, что заказчик вправе провести аукцион вместо закупки в электронном магазине (это более упрощенная процедура закупок, с ее обзором можно ознакомиться здесь).

 

Данное обстоятельство важно учитывать в связи с тем, в аукционе отсутствует годовой лимит на приобретение товаров. В электронном магазине бюджетным и корпоративным заказчикам его установили в размере 2 500 МРЗП (на момент публикации – 430 млн 600 тыс. сумов). Поэтому крупные заказчики, скорее всего, будут стараться не расходовать этот лимит, чтобы оставить возможность делать непредвиденные срочные закупки в электронном магазине.

 

В-четвертых, на аукционе запрещаются закупки товаров на сумму:

  • в 2,5 тыс. МРЗП и выше – для бюджетных заказчиков;
  • в 5 тыс. МРЗП и выше – для корпоративных заказчиков.

 

 

В-пятых, аукцион проводится только в электронной форме на Специальном информационном портале государственных закупок.

 

Участие субъектов предпринимательства в аукционе начинается с получения электронной цифровой подписи, регистрации на портале и внесения авансовых платежей (включают комиссию оператора – 0,15% от суммы сделки и задаток – 3% от стартовой цены). Мы уже описывали данные процедуры в обзоре про электронный магазин. Для аукциона они идентичны.

 

На портале имеются 2 отдельных раздела для аукционов, проводимых бюджетными и корпоративными заказчиками. Там – объявления об аукционах, которые должны быть размещены не менее чем за 10 дней до их окончания. Объявления должны содержать:

  • наименование и адрес государственного заказчика;
  • первый и последний день аукциона (период проведения аукциона);
  • стартовая цена предмета аукциона;
  • характеристики предмета аукциона (спецификация предмета аукциона);
  • разбивка предмета аукциона по лотам и размер каждого лота;
  • сроки и условия поставки товаров;
  • место (адрес) поставки товаров;
  • требование о наличии лицензии или документа разрешительного характера (при необходимости);
  • особые условия, характеризующие индивидуальные параметры товара.

 

В тексте объявления запрещается вносить требования, не имеющие отношения к предмету аукциона и ограничивающие конкуренцию среди участников. Все требования из объявления будут включены в будущий договор между заказчиком и победителем аукциона. Поэтому к их изучению необходимо подходить предельно внимательно.

 

Сам аукцион проводится путем пошагового снижения стартовой цены его участниками (потенциальными поставщиками). Размер шага аукциона – суммы, на которую снижается стартовая цена, – устанавливает оператор портала (УзРТСБ) по согласованию  с НАПУ. Эта сумма не может быть выше суммы задатка – 3%. Сейчас шаг аукциона составляет 2% от стартовой цены.

 

Важно! Оператор портала не раскрывает заказчикам данные об участниках, а участникам данные друг о друге. Торг проходит инкогнито и до момента определения победителя закупочной процедуры участники не знают друг друга.

 

В отличие от электронного магазина на аукционе разрешается снижать цену неограниченное количество раз. Это разрешается делать до окончания срока проведения аукциона. Если в последние 5 минут поступит предложение, срок проведения аукциона продлевается еще на 5 минут. Так может продолжаться пока предложения не перестанут поступать либо цена не снизится до ничтожно малого значения.

 

Если цена предложения будет на 15% ниже стартовой цены аукциона, от участника требуется заблаговременно внести дополнительный задаток в размере разницы между ними. Когда дополнительного задатка нет, предложение автоматически отвергается.

 

После окончания аукциона объявляется его победитель – участник, предложивший наименьшую цену. С ним информационная система автоматически формирует типовой электронный договор с условиями, описанными в объявлении.

 

Важно!  Согласно статьям 35 и 36 закона «О государственных закупках» государственный заказчик по итогам проведенных закупочных процедур принимает решение об акцепте выигравшего предложения в течение 1-го рабочего дня. Теоретически договор с победителем аукциона государственный заказчик заключать не обязан.

 

Если в аукционе никто не принял участие либо принял участие 1 участник, аукцион считается несостоявшимся и продлевается еще на 5 дней. Продление аукциона осуществляется заказчиком в течение 3-х дней с момента окончания предыдущего аукциона. При этом заказчик вправе пересмотреть стартовую цену, технические требования и особенности либо техническое задание.

 

Если повторный аукцион признан несостоявшимся «по причине отсутствия предложений участников», государственный заказчик вправе не продлевать аукцион далее, а провести другую закупочную процедуру – конкурс (см. статьи 52–57 закона «О государственных закупках»).

 

Важно! По смыслу статьи 48 закона «О государственных закупках» повторный аукцион признается несостоявшимся также, когда подано предложение от 1 участника. Однако в пункте 44 рассматриваемого Положения основания для признания повторного аукциона несостоявшимся сужены до «отсутствия предложений участников» («таклифлар мавжуд эмаслиги»), что может привести к неверному выводу, что при участии 1 участника аукцион может быть признан состоявшимся.

 

Конкурс после несостоявшегося аукциона проводится с учетом следующих особенностей:

  • действуют суммовые критерии государственных закупок, установленные для аукциона статьей 46 закона «О государственных закупках»;
  • объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за десять дней до даты окончания срока приема предложений от участников;
  • для осуществления государственной закупки образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти человек.

 

Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 28.05.2016 г.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Самир Латыпов.