Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
МХИКга ўлчов бирлиги килограмм бириктирилган бўлса, товарни литрда сотиш мумкинми ПҚ-268-сон қарор МЧЖга улушларни ўтказиш механизмларида нимани ўзгартиради Қишлоқ хўжалиги маҳсулотларини харид қилишда ҳисобдор шахсларнинг пластик карталаридан тўлов қилиш мумкинми Давлат кўчмас мулкини қандай ижарага олиш мумкин Қишлоқ хўжалиги корхоналари қандай солиқларни тўлайдилар Қишлоқ хўжалиги корхоналари қандай солиқларни тўлайдилар

О ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ

11.05.2010

скачать документ на русском языке

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.06.2008 г.

N 136

 

В целях дальнейшего совершенствования территориальной структуры экономики, рационального использования имеющихся природных ресурсов и экономического потенциала, формирования современной рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечения занятости, устойчивого и поступательного роста уровня жизни населения Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Одобрить Программу комплексного социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1, предусматривающую следующие основные направления и целевые параметры:

устойчиво высокий темп роста региональной экономики, обеспечивающий прирост ВРП в 1,7 раза за счет комплексного и эффективного освоения имеющихся природных ресурсов, полноценного использования экономического потенциала каждого района, а также увеличения объемов иностранных инвестиций;

доведение доли промышленности в структуре ВРП до 12 процентов за счет организации современных перерабатывающих производств, продолжения модернизации и технологического перевооружения производственных мощностей, освоения выпуска конкурентоспособной продукции, в первую очередь в трудоизбыточных и дотационных районах;

всесторонняя поддержка ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, особенно в сельской местности, доведение доли малого бизнеса в ВРП до 68 процентов и на этой основе решение проблем занятости и обеспечение повышения реальных доходов населения в 2,7 раза;

создание благоприятных условий для дальнейшего расширения предпринимательской инициативы в сфере услуг и сервиса, особенно на селе, с доведением ее доли в структуре ВРП до 49 процентов.

 

2. В целях обеспечения безусловного выполнения целевых параметров Программы создать Координационный совет по обеспечению реализации Программы социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы в составе согласно приложению N 2*.

Основными задачами Координационного совета определить:

рассмотрение результатов мониторинга за достижением целевых параметров Программы и координацию в этих целях деятельности министерств, ведомств, хозяйственных объединений и хокимиятов всех уровней Сурхандарьинской области;

периодическое заслушивание отчетов руководителей министерств и ведомств, хозяйственных объединений, а также хокимиятов всех уровней Сурхандарьинской области по обеспечению выполнения целевых параметров Программы с принятием действенных мер для решения возникающих проблем;

содействие в определении реальных источников финансирования для реализации предусмотренных Программой мероприятий и проектов, в том числе за счет широкого привлечения прямых иностранных инвестиций;

подготовку предложений по корректировке и уточнению целевых параметров Программы с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и финансовых источников, в том числе международных грантов и кредитов.

 

3. Возложить персональную ответственность:

на хокима Сурхандарьинской области, хокимов районов и города Термеза - за полноценное и качественное выполнение установленных прогнозных параметров Программы;

на руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений - за своевременное исполнение соответствующих мероприятий и реализацию отраслевых проектов, включенных в Программу.

 

4. Хокиму Сурхандарьинской области (Т. Джураев) ежеквартально критически рассматривать ход реализации Программы в разрезе каждого района и г. Термеза с принятием необходимых мер для достижения целевых параметров, обратив особое внимание на создание новых рабочих мест и реализацию социальных проектов.

 

5. Министерству экономики Республики Узбекистан:

установить системный мониторинг за ходом реализации Программы, обеспечить критический анализ достигнутого уровня экономического и социального развития территорий с внесением конкретных предложений по решению наиболее острых и важных проблем в экономике региона;

по результатам мониторинга ежеквартально вносить обобщенные материалы в Кабинет Министров.

 

6. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и хокимиятом Сурхандарьинской области в месячный срок разработать и утвердить комплекс мероприятий по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и странами-донорами в целях активного привлечения их к реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в Программе.

 

7. Министерству экономики, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан при формировании ежегодной Инвестиционной программы включать в нее важнейшие инвестиционные проекты, предусмотренные Программой.

 

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.

 

 

Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                 Ш. Мирзияев

 

 

 

*) Приложение N 2 не приводится

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.06.2008 г. N 136

 

 

 

ПРОГРАММА

комплексного социально-экономического

развития Сурхандарьинской области

на 2008-2012 годы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За годы независимости последовательно и решительно осуществляются реформы, направленные на структурные преобразования в экономике, обеспечение сбалансированного развития всех отраслей и территорий республики. Разработанные целевые программы развития реализуются с глубоко продуманной территориальной привязкой, крупные региональные инвестиционные и социальные проекты обеспечивают стабильный рост занятости и уровня жизни населения.

В Сурхандарьинской области также достигнуты ощутимые результаты в социально-экономическом развитии. В рамках проводимых структурных преобразований и модернизации экономики принимаются последовательные меры по экономическому развитию районов, городов и сельских населенных пунктов области.

Особое внимание уделяется социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, обеспечению трудозанятости, развитию малого бизнеса, реформированию системы образования и здравоохранения, развитию социальной инфраструктуры села, улучшению обеспечения населения питьевой водой и природным газом, реформированию производственной инфраструктуры.

Крупные инвестиции направлены на создание мощностей по добыче и переработке стратегически важных минерально-сырьевых ресурсов, формирование новых транспортных коридоров, позволяющих оптимизировать потоки товаров и грузов внутри республики (в частности, железнодорожная линия "Ташгузар - Байсун - Кумукурган"), а также рационально использовать природно-экономический потенциал южных территорий.

Осуществлены институциональные преобразования, направленные на расширение материально-технической и финансовой базы, полномочий и ответственности местных органов власти за развитие территорий.

Вместе с тем, все еще недостаточно эффективно используется богатый природно-экономический потенциал отдельных районов. Унаследованные с прошлых лет диспропорции, связанные с преобладанием аграрного характера экономики, требуют ускоренной организации промышленных производств в регионе, направленных на производство высоколиквидной и экспортоориентированной продукции, а также сферы услуг и сервиса.

Не в полной мере учитываются возможности комплексного развития каждого района, исходя из его географического расположения, наличия природно-сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.

Комплексное и сбалансированное развитие области требует существенного повышения квалификации кадров и профессионализма управленческого персонала на всех уровнях территориальных органов государственного и хозяйственного управления.

Методология разработки Программы социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы базируется на использовании следующих инструментов:

анализ факторов, условий и предпосылок для комплексного развития области на среднесрочную перспективу, оценка их воздействия, выявление существующих тенденций и проблем;

система целевых показателей, разработанных с применением современных методов разработки социально-экономических прогнозов;

увязка целевых показателей с действующими и разрабатываемыми важнейшими целевыми программами развития;

выработка конкретных мероприятий по достижению намеченных целевых ориентиров с учетом конкретных источников финансирования.

 

 

1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Целевые ориентиры территориального развития определены исходя из важнейших приоритетов экономического развития, определенных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым, а также целевых программ развития.

Разработанной Программой предусматривается рост валового регионального продукта в течение 2008-2012 гг. более чем в 1,7 раза (Приложение 1*), в том числе за счет устойчивого роста доли субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВРП (Приложение 2*).

 

Предусматривается кардинальное совершенствование территориальной организации промышленного производства на основе:

обеспечения стабильного развития стратегически важных отраслей промышленности - нефтегазового комплекса и нерудных материалов за счет освоения новых месторождений и прироста запасов минерально-сырьевой базы, внедрения современных энергосберегающих, высокоэффективных технологий добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов;

расширения экспортоориентированных производств на базе конкурентных преимуществ районов;

создания новых производственных мощностей в промышленности строительных материалов, отвечающих по качеству мировым стандартам;

ускоренного развития перерабатывающих производств на базе использования местного сельскохозяйственного сырья, в первую очередь текстильной промышленности, с увеличением объемов переработки хлопка-волокна на отечественных предприятиях;

преимущественного развития и размещения в регионах небольших предприятий и микрофирм, филиалов крупных предприятий по переработке местного сырья и производству конкурентоспособной готовой продукции.

 

Развитие промышленных предприятий будет приоритетным направлением практически во всех районах и г. Термезе. За 2008-2012 гг. по сравнению с 2007 годом промышленность возрастет в среднем в 2,1 раза, что обеспечит доведение ее доли в ВРП до 12,0% (Приложение 3*).

Структурные сдвиги, связанные с размещением промышленных предприятий будут осуществляться путем общей координации реализуемых отраслевых программ развития, реализации конкретных инвестиционных проектов (Приложение 4*, 4а*, 4б*).

Будет продолжена реализация Программы модернизации и технического перевооружения в таких отраслях промышленности, как электроэнергетика, нефтегазовая, строительных материалов, пищевая, легкая и др. При этом особое внимание будет обращено на эффективное размещение в пустующих объектах перспективных проектов малого бизнеса.

Наряду с этим Программа предусматривает комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов и развитие на этой основе крупных и малых перерабатывающих производств, в том числе полиметаллов, цементного сырья, различных видов нерудных материалов - в основном в Денауском, Шерабадском и Байсунском районах.

Развитие промышленности в большей мере нацелено на последовательное внедрение инновационных форм хозяйствования, интенсивное освоение новых технологий и выпуск конкурентоспособной продукции с высокой степенью обработки. В частности, в легкой промышленности намечается внедрение прогрессивных технологий, способствующих росту выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью за счет освоения и расширения производства шелковых и трикотажных изделий, а также локализации производства для текстильной промышленности, развития швейной отрасли. Приоритет в данном направлении будет отдан г. Термезу, Денаускому, Джаркурганскому и Кумкурганскому районам за счет всесторонней поддержки субъектов малого бизнеса и расширения привлечения прямых иностранных инвестиций.

Программа предусматривает ускоренное развитие всего сектора производства потребительских товаров, в том числе посредством полного использования созданных стимулов. Указанные мероприятия позволят обеспечить рост производства потребительских товаров в 2008-2012 гг. до 197,8% к уровню 2007 года.

 

Развитие и размещение сельского хозяйства. Устойчивое развитие сельского хозяйства будет обеспечиваться за счет осуществления дополнительных мероприятий, связанных со структурными преобразованиями и углублением экономических реформ, с обеспечением реализации следующих целевых ориентиров:

рациональное использование производственного потенциала аграрного сектора, совершенствование структуры посевов практически по всем районам области (Приложение 5*, 5а*);

обновление парка сельскохозяйственной техники фермерских хозяйств, в том числе за счет широкого использования лизинговых услуг (Приложение 6*, 6а*);

проведение мелиоративных работ в соответствии с утвержденной программой реконструкции оросительных систем, способствующих улучшению мелиоративного состояния земель Ангорского, Термезского, Кизирыкского, Бандыханского, Джаркурганского, Музрабадского и Шерабадского районов (Приложение 7*, 7а*);

стимулирование структурных сдвигов в сторону продовольственного комплекса с целью создания реальной основы для развития плодоовощеводства, виноградарства и животноводства. Это, в свою очередь, станет основой для существенного увеличения объемов переработки сельскохозяйственного сырья, в основном в Алтынсайском, Сариасийском, Байсунском и Денауском районах;

развитие плодоовощеводческих и виноградарских фермерских хозяйств, создание объектов рыночной и производственной инфраструктуры, а также агропромышленных фирм с оснащением их современными мини-технологиями по переработке плодоовощной продукции, винограда.

За период 2008-2012 годы предлагается увеличить площади виноградников на 1,5 тыс. га и довести их площади к 2012 г. до 16,4 тыс. га. В Алтынсайском, Денауском, Бандыханском, Джаркурганском и Узунском районах производство плодов и винограда будет одним из приоритетных направлений.

За период 2008-2012 гг. производства плодов и ягодней будут увеличены в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2007 года, с доведением уровня их переработки до 21,8%. Объем производства овощебахчевых культур предполагается увеличить до 548 тыс. тонн (126,5%) и довести уровень их переработки с 1,1% в 2007 году до 23,0% в 2012 году.

Принимаемые меры по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских хозяйствах, а также развитие инфраструктуры способствуют увеличению поголовья крупного рогатого скота к 2012 году на 136% с доведением общего поголовья до 761,4 тыс. голов.

Увеличение объемов производства продукции животноводства произойдет за счет применения современных методов и технологий развития племенного скотоводства. Животноводство будет развиваться в основном через укрепление кормовой базы, обводнение пастбищ, повышение продуктивности и улучшение породности скота. Приоритетным направлением развитие животноводства станет практически во всех районах.

 

Объекты социальной инфраструктуры. Государственные инвестиции из бюджета, внебюджетных фондов преимущественно будут направлены в социальный сектор (образование, здравоохранение, детский спорт, охрана историко-культурных достопримечательностей) во взаимоувязке с инвестиционными проектами утвержденных государственных программ (Приложение 8*).

 

Производственная инфраструктура. Развитие районов и городов опирается на инфраструктурную обеспеченность, связывающую все территориальное пространство, открывающую доступ регионам и их населению к эффективному использованию имеющегося потенциала. Этому во многом будут способствовать реализуемые целевые программы по развитию единой транспортной сети, связи и информационных технологий, с учетом растущих потребностей экономики и населения.

Развитие производственной инфраструктуры предусматривается во взаимоувязке с реализацией крупных инвестиционных проектов по вовлечению в эксплуатацию новых месторождений и строительству промышленных предприятий, исходя из потребностей действующих и вновь создаваемых предприятий в транспортных коммуникациях (линии авто- и железнодорожных путей), электроэнергии (линии электропередачи, подстанции и др.), газо- и техническом водоснабжении. Работа в данном направлении будет проведена в Шерабадском, Кумкурганском, Музрабадском, Сариасийском, Джаркурганском, Байсунском и Шурчинском районах.

В 2008-2012 гг. на капитальный ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования будут направлены более 22 млрд. сум., что способствует укреплению и расширению транзитного потенциала области (Приложение 9*).

В частности, новая железнодорожная линия Ташгузар-Байсун-Кумкурган, обеспечивающая связь Сурхандарьинской области с центральной частью республики, положительно отразится на развитии добывающей и строительной индустрии.

Наряду с этим, предусмотрен ряд мер по обеспечению подъездными автомобильными и железнодорожными дорогами действующих, модернизируемых и вновь создаваемых промышленных предприятий, что позволит оптимизировать автомобильные и железнодорожные перевозки.

Кроме того, предполагается уделять отдельное внимание сокращению временных и транспортных издержек производителей путем создания центра логистики в г. Термезе на основных транспортных магистралях, связывающих область с другими регионами республики.

Реализация принятых правительственных решений по развитию телекоммуникаций, связи и информационных технологий открывает возможность повысить уровень обеспеченности промышленных предприятий и населения данными видами услуг в регионах, особенно в сельских районах.

Создание единой инфраструктурной сети будет иметь важное значение и в части энергоснабжения. Будут приняты меры по техническому перевооружению и модернизации энергетических объектов, внедрению современных энергосберегающих технологий, реконструкции и развитию электрических сетей. Предусматривается капитальная реконструкция сетей энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и транспортной системы (Приложение 10*).

В среднесрочной перспективе практически во всех городах и районах области предусмотрены капитально-восстановительные работы по улучшению технического состояния сетей и водоснабжения сельских населенных пунктов.

Кроме того, намечаются расширение и реконструкция канализационных и очистных сооружений городов и районных центров, в первую очередь, предусматривается обеспечение качественного и устойчивого функционирования систем теплоснабжения г. Термеза, повышение эффективности использования топливных ресурсов и мер по энергоснабжению.

В результате, обеспеченность населенных пунктов природным газом возрастет с 62,3% в 2007 году до 68,6% в 2012 году, питьевой водой - с 81,4% до 89,5% соответственно.

 

Развитие сферы услуг и сервиса. Утвержденные параметры Программы на 2006 - 2010 гг. являются основой для соответствующих целевых ориентиров сферы услуг и социальной инфраструктуры. В качестве основных целей развития экономики регионов предусматривается значительное ускорение к 2012 году темпов роста объемов услуг в среднем в 2,9 раза к уровню 2007 года, с доведением их доли в ВРП страны к концу 2012 года до 49,1%.

Прогнозные параметры развития сферы услуг и сервиса будут достигнуты за счет ввода новых объектов, улучшения качества и расширения объемов услуг. Более высокие темпы развития сферы услуг ожидаются по Байсунскому, Алтынсайскому, Джаркурганскому, Сариасийскому и Шерабадскому районам (Приложение 11*, 11а*).

 

Расширение экспорта продукции. Рост прогнозных параметров экспорта по области намечается за счет организации новых производств по добыче и переработки нефтепродуктов, в текстильной промышленности (выпуск хлопчатобумажной пряжи, готовых текстильных, трикотажных и швейных изделий), промышленности строительных материалов, по переработке плодоовощной и животноводческой продукции.

Объемы экспорта регионов за 2008-2012 гг. возрастут в среднем в 1,5 раза к уровню 2007 года. Наибольший рост экспорта предусматривается в Термезском, Сариасийском, Шурчинском и Джаркурганском районах.

 

Уровень занятости населения. Конечными целевыми ориентирами комплексного и сбалансированного развития территорий служат показатели занятости населения (Приложение 12*).

Решение проблем занятости населения в регионах предполагает реализацию среднесрочных территориальных программ, предусматривающих:

ввод новых мощностей, расширение и реконструкцию, повышение уровня использования имеющихся мощностей;

дальнейшее развитие малого и частного предпринимательства;

развитие надомного труда путем кооперации с крупными промышленными предприятиями;

рост поголовья крупного рогатого скота, увеличение выделения земельных участков для выращивания плодоовощной продукции;

развитие сферы услуг и сервиса, объектов социальной и рыночной инфраструктуры.

 

Финансовая устойчивость регионов. Важным направлением стратегии территориального развития является последовательное снижение числа дотационных регионов и обеспечение их финансовой устойчивости. По оценкам, рекомендуемые целевые ориентиры социально-экономического развития регионов позволят в 2008-2012 годах сократить количество дотационных районов более чем вдвое (с 13 до 6 районов) (Приложение 13*).

 

 

2. ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Финансовые ресурсы для реализации Программы предусматриваются за счет следующих основных источников:

прямые иностранные инвестиции, которые предполагается привлекать в создание предприятий по производству готовой продукции, а также в комплексную добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов;

частные внутренние инвестиции (средства отечественных инвесторов и хозяйствующих субъектов), направляемых в том числе на модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, создание новых объектов сферы услуг и сервиса;

заемные иностранные инвестиции и кредиты привлекаемые без гарантии Правительства;

инвестиции из государственного бюджета и внебюджетных фондов, преимущественно направляемых на социальный сектор и развитие производственной инфраструктуры.

 

 

*) Приложения NN 1-13 не приводятся.

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2008 г., N 26-27, ст. 249

.

Валюталар курси

2025-09-10
  • USD:12355.14 (+0.00) сум
  • EUR:14539.53 (+0.00) сум
  • RUB:148.48 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг