Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран

06.10.2016

Принимая во внимание приоритетность государственной политики в части всемерной поддержки и защиты бизнеса, ловишь себя на мысли, а кто бы мог координировать все эти усилия и в полной мере реализовать весь правовой инструментарий соблюдения прав предпринимателей?

 

Государство готово идти вперед и об этом свидетельствует опубликованный Указ Президента от 5 октября 2016 г. № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», который  обеспечит развитие  частной инициативы и укрепления бизнеса в масштабах всей страны. 

 

Если обратить внимание на опыт зарубежных стран в сфере защиты интересов предпринимателей, то на ум приходят уполномоченные по правам бизнес-сообществ – омбудсманы.

 

Специализированные омбудсманы, содействующие защите прав предпринимателей, активно учреждаются с начала 90-х годов прошлого века  в Европе, США, Австралии и пр., что предопределено активным распространением корпоративного управления и увеличения в национальных экономиках доли бизнеса.

 

К примеру, в США Национальный омбудсман оказывает поддержку владельцам малого бизнеса, когда они сталкиваются с несправедливыми или не являющимися необходимыми действиями агентств (госорганов) в отношении малого бизнеса. Примерами таких действий являются необоснованно повторяющиеся аудиторские проверки, необоснованные штрафы, угрозы со стороны федеральных агентств.

 

  Характерно, что омбудсманы в США:

 

- назначаются и освобождаются от должности исполнительными органами;

 

- обеспечиваются преимущественно сотрудниками ведомств, при которых они созданы;

 

- подотчетны исполнительным органам и тесно взаимодействуют с ними.

 

 Кроме этого, бизнес-омбудсманы в США зачастую осуществляют «внутренний» контроль тех органов, при которых они созданы. В связи с этим предусматриваются дополнительные механизмы обеспечения принципа объективности их деятельности и принципа независимости от органов, при которых они создаются.

 

В Австралии функционирует институт комиссаров по вопросам малого бизнеса - на федеральном уровне и на уровне четырех штатов (Виктория, Западная Австралия, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия). Анализ правового статуса комиссаров показывает, что они близки к смешанным схемам омбудсманов с превалированием признаков омбудсманов в публичном секторе. Целью их деятельности выступает создание благоприятной среды для развития малого бизнеса.

 

Комиссары выполняют две основные функции:

 

I – обеспечение альтернативного разрешения коммерческих споров между малым бизнесом с одной стороны, а также коммерческими организациями и органами публичной власти – с другой;

 

II – содействие разрешению споров посредством консультирования малого бизнеса, а также путем телефонных переговоров с каждой стороной.

 

Комиссары тесно взаимодействуют с исполнительной властью:

 

1. Должность комиссара учреждается парламентскими актами. Они же регламентируют статус комиссаров;

 

2. На федеральном уровне назначает комиссаров и освобождает от должности генерал-губернатор Австралии, на уровне штатов  - их губернаторы;

 

3. Комиссары имеют свой отдельный штат, состоящий из государственных служащих, с финансированием из бюджета. Кроме того, они взимают плату за медиацию с каждой стороны;

 

4. Комиссары получают от соответствующих министров указания, которые они обязаны выполнить. Доклад о своей деятельности комиссар представляет также министру.

 

 

В России – федеральным бизнес-омбудсманом может быть гражданин России, не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, которому запрещается быть членом Совета Федерации, депутатом и заниматься предпринимательством.

 

Аппарат уполномоченного работает на площадке Общественной палаты, в штате центрального аппарата работает 35 человек, являющихся госслужащими.

 

Российский бизнес-омбудсман наделяется специальными полномочиями, ключевыми из которых являются:

- обращение в суд с заявлением о признании недействительным решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;

- обращение в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);

- обжалование вступивших в силу судебных актов арбитражных судов;

- получение от госорганов и муниципалитетов необходимой информации;

- посещение без специального разрешения обвиняемых и осужденных по «предпринимательским статьям» в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;

- участие в выездных проверках госорганами предприятий;

- направление президенту и Правительству РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 

   В соответствии с законодательством уполномоченный обязан рассматривать все жалобы предпринимателей, в течение 13 дней принимать решение и уведомлять заявителя о принятии в работу жалобы, либо направлять мотивированный отказ. По жалобам, которые приняты в работу, уполномоченный обязан отчитываться перед заявителями не реже 1 раза в 2 месяца.

 

В Узбекистане:

 

Согласно Указу  при  парламенте  планируется создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Планируется, что этот орган будет иметь следующие основные полномочия:

  • участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
  • оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности;
  • изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности;
  • оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности;
  • осуществление контроля и мониторинга  за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах.

Не лишним будет и наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы.

 

В целом, бизнес-омбудсманы не только способствуют устранению нарушений в действии (бездействии) исполнительных органов, но и содействуют развитию бизнеса в целом. В их деятельности значительная роль отводится консультационно-ориентирующей и информационной функциям, а также включены функции контроля по выполнению программ соответствующими ведомствами.  Также они способствуют снижению нагрузки на государственный механизм в области разрешения экономических споров, в связи с чем, отдельные государства поддерживают создание подобных омбудсманов.

 

Исходя из вышеперечисленного зарубежного опыта  и имеющихся  возможностей нужно подобрать оптимальную для страны модель. Необходимо создать такой институт, который будет координировать работу с бизнес-сообществом, внося необходимые новшества в национальное законодательство, работать в кооперации с Торгово-промышленной палатой Узбекистана и привлекая всех, кому не безразлично развитие бизнеса  в стране!

 

 

Публикации по теме:

Нужен ли омбудсман для автовладельцев и пешеходов?

Судебная защита бизнеса

Можно ли малому бизнесу обойтись без юриста?

 

Маъруф Усманов

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Сухроб :

2016-10-06 17:43:59

Отличная идея.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-13
  • USD:12718.08 (+0.00) сум
  • EUR:13710.09 (+0.00) сум
  • RUB:137.82 (+0.00) сум