Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Тўлиқ бўлмаган БЮД билан расмийлаштирилган товар бўйича ҚҚС қандай ҳисобга олинади Янги қоидалар бўйича олиб чиқиладиган товарларга БҚД қандай тўлдирилади Алоҳида ҳолатларда (қуйиб сотиш, қайтаришни расмийлаштириш, бузилган товарларни ҳисобдан чиқариш) маркировкаланган ичимликлар билан қандай ишлаш керакТоварни (шу жумладан – бузилган) НКМ орқали алмаштиришни қандай расмийлаштириш керак

Как судебно-правовые реформы реализуются в уголовно-процессуальном законодательстве

08.05.2014


Мнения депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Полянте СВЕШНИКОВА и Тулкинбая ТУРСУНОВА по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан».

 

– Демократический выбор развития Узбекистана и приоритет обеспечения и защиты прав и свобод человека на основе законности неуклонно ведет к гуманизации национального уголовного законодательства.

 

Наш Комитет (по законодательству и судебно-правовым вопросам нижней палаты парламента) и партийная позиция (программа деятельности УзЛиДеП) нацеливают нас на дальнейшую либерализацию законодательной базы, направленной на превентивность и противодействие преступлениям, внедрение альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы,  активную воспитательную работу с потенциальными группами риска, склонными к совершению правонарушений.

 

Вносимый одним из субъектов законодательной инициативы – Верховным судом Республики Узбекистан – законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан» позволит не только внести новеллы в отдельные нормы уголовного законодательства, но произвести дефиниции в направлении дальнейшей либерализации и гуманизации государственной политики в действующем законодательстве.

 

В частности, в Уголовном (УК), Уголовно-процессуальном (УПК) и Уголовно-исполнительном кодексах (УИК) Республики Узбекистан предлагается установить порядок:

 

зачета срока содержания под стражей, лицу, которому суд назначил наказание в виде штрафа;

 

отбытия назначенного наказания в колонии-поселении для осужденных, которым наказания, не связанные с лишением свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления заменены судом на лишение свободы;

 

отбытия наказания в колониях строгого режима, для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления и вновь осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы за совершение умышленного преступления, которым это наказание заменено судом на лишение свободы.

 

По сложившемуся правоприменению статьей 62 УК суды при назначении наказания засчитывают 1 день предварительного заключения:

 

за 1 день ареста, направления в дисциплинарную часть, лишения свободы;

 

и за 3 дня исправительных работ или ограничения по службе.

 

Одновременно с этим, УК не предусматривает зачета срока предварительного заключения в случае назначения судом штрафа. А это в свою очередь приводит к тому, что для данной категории лиц при назначении наказания в виде штрафа срок предварительного заключения не засчитывается, что является неадекватным. По данным Верховного суда Республики Узбекистан, только в прошлом году в отношении 111 лиц, содержавшихся под стражей, судами было назначено наказание в виде штрафа.

 

В ходе подготовки законопроекта изучалось и анализировалось уголовное законодательство стран ближнего зарубежья, регламентирующее порядок, в соответствии с которым при назначении осужденному, содержащемуся под стражей, наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания  под стражей, смягчается назначенное наказание или происходит полное освобождение от него.

 

По нашему мнению, принятие у нас аналогичного порядка зачета срока предварительного заключения в счет наказания в виде штрафа, будет соответствовать принципам международного права, равенства граждан перед законом и справедливости.

 

В законопроекте предлагается лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление, наряду с наказаниями, не связанными с лишением свободы, возможность назначить наказание в виде лишения свободы до 5 лет, которое отбывается в колониях-поселениях (статья 50 УК).

 

Вместе с этим, в случаях уклонения лица от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, назначенного за совершение такого преступления, суд заменяет его лишением свободы с отбыванием в колонии общего режима, где они отбывают наказание с лицами, осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления (статья 116 УИК). Соотнося этот момент с прошлогодней статистикой судов, показывающей, что в 2013 году к 127 осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления применялись наказания, не связанные с лишением свободы, можно заметить, что им оно заменено на лишение свободы с отбыванием наказаний в колониях общего режима. Хотя при назначении судом изначально наказаний в виде лишения свободы они бы отбывали назначенное наказание в колониях-поселениях. Немаловажно, что в случае направления данных осужденных в колонии-поселения, экономия бюджетных средств составила бы более 111 млн сумов.

 

Представляется существенным и то, что введение норм, устанавливающих порядок, при котором осужденные за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также за умышленные менее тяжкие преступления и преступления, по которым наказание, не связанное с лишением свободы, заменено судом на лишение свободы, будут отбывать его в колониях-поселениях, является четким свидетельством либерализации уголовного законодательства, так как в настоящее время данная категория осужденных отбывает наказания в колониях общего режима.

 

Необходимо помнить, что согласно действующей редакции статьи 50 УК, лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденным за совершение умышленного преступления, назначается наказание в виде лишения свободы с отбыванием его в колониях строгого режима. В то же время, в соответствии со статьей 116 УИК лица, которым наказания, не связанные с лишением свободы, заменены судом лишением свободы, отбывают их в колониях общего режима. В статье 118 УИК отсутствуют основания для отбывания наказания в колониях строгого режима лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденными за его совершение, которым назначенное наказание заменено судом на лишение свободы. То есть, в случае назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лицу, ранее отбывавшему наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и вновь осужденному за совершение умышленного преступления к отбыванию наказания в виде лишения свободы, и последующей его замены на лишение свободы, такое наказание указанное лицо, согласно УК, должно отбывать в колонии строгого режима, а согласно УИК – в колонии общего режима. Налицо противоречие!

 

Конечно же, обсуждение законопроекта в нижней и верхней палатах парламента наполнят и обогатят его содержание, но в целом, вносимые изменения и дополнения, устранив имеющиеся противоречия в национальном законодательстве, продвинет судебно-правовые реформы в сторону последовательной гуманизации по отношению к осужденным, а также совершенствования правовых норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

 

.

Валюталар курси

2025-11-26
  • USD:11936.89 (+0.00) сум
  • EUR:13769.20 (+0.00) сум
  • RUB:151.56 (+0.00) сум