В этом обзоре – предложения наших экспертов по отмене лицензий на оптовую торговлю.
Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (прил. № 1 к постановлению Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. № 222-II) торговая деятельность делится на два вида: оптовую и розничную. Оптовая лицензируется, розничная – нет.
Оптовой торговлей считается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования их в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд (п. 2 Положения о порядке лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли). Вся остальная торговля признается розничной.
Как видно, главный критерий для разделения – форма расчетов по сделкам. Тут не надо путать оптовую торговлю с привычным в обиходе понятием "опт" в виде покупки большого количества товаров по цене ниже розницы.
Нужно отметить, что постановлением Кабинета Министров от 24.09.2004 г. № 445 «О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек» предприятиям розничной торговли разрешено осуществлять реализацию товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц без ограничения доли продаж в объеме месячного товарооборота.
А согласно Положению о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (утв. ПКМ № 407 от 26.11.2012 г.) реализация товаров по безналичному расчету может осуществляться предприятиями розничной торговли в пределах 10% от общего объема месячного товарооборота за прошедший месяц. При этом исчисление реализации товаров производится за каждый месяц отдельно. Реализация товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота разрешается предприятиям розничной торговли только для организаций и учреждений социальной сферы (детским, лечебным учреждениям, домам для престарелых, детским домам, домам инвалидов, учебным и просветительным заведениям). Поэтому данные акты нужно привести в соответствие.
Т.е. на практике лицензия нужна только для того, чтобы осуществлять безналичные расчеты за проданные товары платежными поручениями, аккредитивами и т.д. При этом основным лицензионным требованием является крупный уставный фонд предприятия оптовой торговли – не менее 3,5 тыс. МРЗП (на 18.04.2017 г. это составляет 524 млн. 212,5 тыс. сумов).
Важно: Касательно размера уставного фонда в законодательстве имеются технические недостатки. По п. 9 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли для получения лицензии требуется сформировать уставный фонд в 3,5 тыс. МРЗП (из них 1,2 тыс. МРЗП деньгами). В постановлении Кабинета Министров от 20.07.2004 г. № 340 по-прежнему указано, что юрлица, осуществляющие оптовую торговую деятельность должны иметь уставный фонд в 4 600 МРЗП, из которых 1 530 МРЗП - деньгами. Считаем, ПКМ № 340 должен быть признан утратившим силу.
Сложившаяся система лицензирования оптовой торговли приводит к негативным последствиям:
- начинающие предприниматели лишаются доступа к участию в государственных и корпоративных закупках;
- бизнес с небольшим капиталом фактически не может участвовать в экспорте и зарабатывать валюту;
- совершаются вынужденные нарушения со стороны предпринимателей;
- создаются условия для коррупции.
Поэтому, мы считаем, что необходимо принять следующие меры:
1) Снять различия в определениях оптовой и розничной торговли, в первую очередь, убрать из них такие критерии, как налично-безналичные формы расчетов и количество реализуемого товара. Т.е. рассмотреть вопрос о поэтапной отмене лицензирования оптовой торговли;
2) Ввести единую ставку ЕНП для всех предприятий торговли;
3) Ввести единый минимальный размер ЕНП для всех предприятий торговли. Это может быть фиксированный налог, привязанный к какому-либо объективному показателю.
Для сравнения: В Российской Федерации и Республике Казахстан оптовая торговля не лицензируется. Специальное разрешение нужно получать в основном при торговле отдельными видами ограниченных в обороте товаров. Например, оружием и боеприпасами. (См. Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РК от 16.05.2014 г. № 202–V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях»).
Абдурахман Бахтиев, Олег Заманов, Самир Латыпов,
наши эксперты.
Комментарии (7)
Добавить комментарийГость_юрист :
Давно назревшая проблема! Малым предприятиям тоже нужно открыть доступ на рынок оптовой торговли
Гость_предприниматель :
Полностью согласен с мнением экспертов. Сильный препон на пути развития малого бизнеса, лишающий малый и начинающий бизнес большой части рынка. При этом совершенно бесполезный инструмент регулирования.
Гость_предприниматель :
Очень назревшая проблема. Сильно затрудняет работу малого бизнеса, который не имеет таких огромных денежных средств для получения лицензии, особенно в денежной форме. Создаются не равные условия для ведения бизнеса. Кроме того, не очень понятно для чего нужно лицензировать торговую деятельность (конечно кроме специфических товаров, с этим никто не спорит). Результат такого лицензирования - это искусственное отсекание конкурентов, причем мобильного сектора конкурентов.
Гость_Рузметов Ш.А. :
Для чего делить торговую деятельность на оптовую и розничную. Только из-за разницы ставки налога, разницы наличных и безналичных денег, разницы уплаты налогов (для оптовой торговли авансовые платежи). А может проектировщики думают, что узаконили получение лицензии, установили мин. размер УФ, образуется оборотный капитал, это уже и так, ясно что нет. Почти вся торговля это посредническая деятельность, почти все работают в долг. Это работники проверяющих органов пока может быть думают, когда дадут команду с вала 33%. А лицензию надо отменить, есть авансовый платеж, бюджет не страдает, а стороны по договору сами разберутся, что кому должен.
Гость_111 :
Проблема действительно назрела, но если смотреть глубже, то для чего были введены "нормативы" по уставному фонду для оптовиков- для того чтобы защитить интересы второй стороны, которая будет работать с предприятием оптовой торговля , оплачивая крупные денежные суммы за поставки товара, то есть защитить интересы собственников бизнеса. Уставной фонд выступал своего рода гарантом, в случае невыполнения оптовиком своих обязательств . Это так же надо учитывать при изменении системы