Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Может ли ресторан отказать в обслуживании по причине фотосъемки?

02.06.2016

? В одном из ресторанов нам не только запретили фотографировать, объясняя тем, что их внутренними правилами это запрещено, но и отказали в обслуживании. Вправе ли они не обслуживать потребителя, если он делает фотосъемку без разрешения администрации?

 

При предоставлении услуг общественного питания между поставщиком услуг (кафе, рестораном и т.д.) и потребителем заключается публичный договор, предусмотренный статьей 358 Гражданского кодекса. Это значит, что предоставлять услуги исполнитель обязан любому потребителю, желающему на возмездной основе получить их. При этом цены для всех потребителей должны быть одинаковые, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, допускающим предоставление льгот отдельным категориям лиц.

 

Следовательно, отказаться от заключения публичного договора при наличии такой возможности коммерческая организация не вправе.

 

ВАЖНО! Неправомерное уклонение от заключения публичного договора, заключение которого обязательно для организации, может повлечь за собой негативные последствия. Потребитель, основываясь на Законе "О защите прав потребителей"1 вправе обратиться с жалобой в Госкомитет по демонополизации и развитию конкуренции письменно или по телефонам: +998(71) 239-44-46, (+ 99871) 259-20-90. Также он может обратиться в суд для понуждения заключить договор и возмещения убытков. При этом не стоит забывать о возможности возникновения ситуации, когда посетитель может потребовать и возмещения морального вреда. В этом случае суд учтет степень вины нарушителя, физических и нравственных страданий посетителя и другие аспекты.

 

Ресторан вправе разрабатывать внутренние правила, но они не должны противоречить нормам законодательства, а запрет фото- и видеосъемки им не соответствует.

 

Статьей 6 Закона «О защите прав потребителей» определено право потребителя на получение информации от продавца (исполнителя) достоверной и доступной информации о реализуемых им товарах (работах, услугах).

 

Ресторан как субъект общепита обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора, которая, как минимум, должна содержать:

 

перечень продукции и товаров;

 

сведения об общем весе (объеме) порций готовых блюд, емкости бутылки предлагаемого напитка и об объеме его порций;

 

перечень услуг и условия их оказания;

 

цены и условия оплаты услуг2.

 

При этом в законе не оговорено, каким образом посетители ресторана будут принимать информацию к сведению (читать или сначала снимать, к примеру, на планшет, а потом читать с него).

 

Обратим внимание, что под потребителем понимается гражданин (физлицо), приобретающий, заказывающий либо намеревающийся приобрести или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли.

 

Соответственно, человек, вошедший в ресторан и приступивший к ознакомлению с меню и другой информацией об оказываемой услуге общепита, автоматически переходит в категорию потребителя.

 

Доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культурного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны3. Гарантом получения информации выступает государство4. Вполне очевидно, что это не рассматриваемый нами случай.

 

Безусловно, ресторан или кафе может ссылаться на соблюдение коммерческой тайны. Но может ли информация с фотографии оказаться ей?

 

Коммерческая тайна должна:

 

иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность для ее собственника в силу неизвестности ее третьим лицам;

 

не являться общеизвестной или общедоступной в соответствии с законодательством;

 

обеспечиваться мерами защиты ее конфиденциальности;

 

не обладать признаками госсекретов и иной охраняемой законом тайны.

 

В объектив фотоаппарата могут попасть фурнитура, интерьер, меню и прочее. Естественно, что ни один из указанных объектов не может быть объектом коммеречской тайны.

 

Основываясь на вышесказанном, следует вывод, что отказывать посетителю в фотосъемке администрация ресторана не вправе, а отказать в обслуживании – тем более.

 

Знайте свои права и отстаивайте их!

 

 

Елена ЕРМОХИНА,

наш эксперт-юрист.

 

 

 

Публикации по теме:



Скорректирован порядок, определяющий деятельность по организации питания в образовательных учреждениях

 

За питанием учеников будут следить строже

 

 ________________________

 

1 От 26.04.1996 г.

2 Пункт 8 Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан, утвержденных постановлением КМ от 13.02.2003 г. № 75.

3 Статья 4 Закона «О принципах и гарантиях свободы информации» от 12.12.2002 г. № 439-II.

4 Статья 3 Закона «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 24.04.1997 г. 400-I. 


Комментарии (4)

Добавить комментарий

Гость_ :

2016-06-02 22:05:42

В корне не согласен, что меню не может быть объектом коммерческой тайны. Ресторанное меню содержит не только перечень блюд, но и их состав, а порой также технологию приготовления. Меню в каждом ресторане уникально – одни и те же блюда готовятся из разных продуктов или пропорций. Поэтому в большинстве ресторанов за рубежом съемка запрещена, кроме банкетов, закрытых торжеств и прочих мероприятий, когда снимать разрешает администратор заведения, а после проверяет отснятый материал.

ellen [админ]:

2016-06-06 11:36:56

Меню является составляющей публичной оферты и, соответственно, коммерческой тайной являться не может. Конкретной рецептуры в меню нет и быть не может, так как тайну приготовления того или иного блюда не будет раскрывать ни один ресторан. Как раз рецептура может и должна быть элементом коммерческой тайны.

Гость_Ш.Рузметов :

2016-06-06 15:42:20

О какой коммерческой тайне Вы пишете,если Потребитель желает знать из каких продуктов изготовлено блюдо, а ему в ответ коммерческая тайна. Тогда это закрытый клуб ресторан для определенной категории людей. А на счет фотосъемки в ресторане, следует получить разрешение у каждого человека сидящего за столиком в этом ресторане, а то можно получить ........!!!!

Гость_ :

2016-06-10 20:05:18

Как-то был в Париже. У них в ресторане половина меню засекречена: идут названия блюд и рядом картинка, а под которой краткое описание, например, салат из обжаренных овощей с добавлением секретного ингредиента. Официанты такое ощущение что МГИМО закончили, ни на один вопрос прямо не отвечают, заверяют: «В этом салате подобрано идеальное сочетание овощей и тд и тп». Конечно если в блюдо добавляется какой-то ингредиент способен вызвать аллергию, то гостя предупреждают. Если возникают какие-то проблемы зовут администратора, потом шеф-повара. Если посетитель подолжает упрямится просят уйти, но состав и технологию приготовления не раскрывают. Что это если не коммерческая тайна?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_