Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
  • www.norma.uz
  • Проекты НПА
  • Предлагают 2 специализации адвокатов, юридический консалтинг хотят разрешать после включения в спецреестр

Предлагают 2 специализации адвокатов, юридический консалтинг хотят разрешать после включения в спецреестр

26.06.2018

Читать на узбекском языке


На портале СОВАЗ опубликован проект постановления Кабинета Министров, направленный на реализацию указа Президента от 12.05.2018 г. № УП–5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов».

 

Напомним, указом предусматривается, что действующие адвокаты и лица, вновь получившие статус адвоката, оказывают юридическую помощь на основании отдельной лицензии по каждой выбранной специализации, устанавливаемой Палатой адвокатов совместно с Министерством юстиции. Обзор – здесь.

 

Специализации адвокатов

 

Разработчик проекта – Министерство юстиции – предлагает предусмотреть следующие виды специализаций:

1) гражданское и экономическое судопроизводство;

2) административное и уголовное судопроизводство.

 

При этом специализации потребуются исключительно для оказания квалифицированной юридической помощи при производстве по гражданским, экономическим, административным и уголовным делам.

 

Предложения к проекту:

 

а) административные дела и дела об административных правонарушениях – разные категории дел. Проект этого не учел.

 

В истории развития законодательства Узбекистана административные дела (дела по жалобам на решения или действия госорганов и их должностных лиц) были наиболее близки к гражданским и экономическим (хозяйственным) делам. Из них административные дела и были выделены с принятием Кодекса об административном судопроизводстве. В настоящее время большая доля административных дел связана с интересами субъектов предпринимательства. В теории юриспруденции эти отношения – точка пересечения частного и публичного права, где возникает наука хозяйственного права.

 

И наоборот, уголовные дела имеют много общего с делами об административных правонарушениях. А отнесение административных дел к одной с уголовными делами специализации не совсем уместно.

 

Поэтому целесообразно пересмотреть специализации следующим образом:

1) гражданское, экономическое и административное судопроизводство 

2) производство по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

 

б) термин «юридическая помощь» охватывает не менее 5-ти видов адвокатской деятельности (см. статью 5 закона «Об адвокатуре»). Среди них, в том числе:

  •  дача консультаций и разъяснений по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству;
  • составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

 

Во многих случаях при выполнении этих действий каких-либо дел еще не возбуждено.  Поэтому предлагаемая норма может вызвать на практике неоднозначное толкование и требует конкретизации. Представляется целесообразным в зависимости от специализаций ограничить только представительство.

 

Реестр коммерческих организаций, оказывающих юридические консультационные услуги

 

В указе Президента от 12.05.2018 г. № УП–5441 также предусмотрено, что юридические консультационные услуги могут осуществляться коммерческими организациями без получения адвокатской лицензии.

 

Планируемый перечень услуг, которые разрешат оказывать организациям юридических консультантов, выглядит в проекте следующим образом:

  • консультирование клиента по правовым вопросам;
  • содействие в регистрации, реорганизации, ликвидации юридических лиц, аккредитации представительств зарубежных компаний и организаций, получении лицензий, сертификатов и иных разрешительных документов в установленном законодательством порядке;
  • юридическое сопровождение (обслуживание) бизнеса, включая консультирование по текущим вопросам деятельности организации;
  • разработка различных внутренних документов организации по организационным вопросам и вопросам корпоративного управления;
  • составление и экспертиза проектов договоров, контрактов, соглашений, а также заявлений, жалоб и других документов правового характера;
  • представительство физических и юридических лиц при проведении переговоров, включающих в себя обсуждение юридических вопросов;
  • подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам;
  • научно-исследовательская работа в области права;
  • другие юридические консультационные услуги, не запрещенные законодательством.

 

При этом, по мнению разработчиков, отмена лицензий на оказание юридических консультационных услуг коммерческими организациями не означает полную отмену разрешительных процедур в этой сфере. Лицензирование предлагается заменить включением таких организаций в специальный реестр при соблюдении ими ряда условий. Полномочия на оказание юридических консультационных услуг возникнут у организации после включения в реестр и получения уведомления об этом.

 

В проектах Положения об оказании юридических консультационных услуг коммерческими организациями и Положения о порядке ведения реестра коммерческих организаций, оказывающих юридические консультационные услуги, содержатся несколько условий для включения в реестр:

 

а) государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательства (допускается любая организационно-правовая форма кроме АО);

 

б) наличие в штате не менее 2-х юридических консультантов. При этом:

  • 50% юридических консультантов должны быть гражданами Узбекистана;
  • все юридические консультанты должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее 2-х лет;
  • юридические консультанты, консультирующие по законодательству Узбекистана, должны иметь диплом о высшем юридическом образовании, выданный высшим образовательным учреждением нашей страны, или удостоверение о нострификации (установлении эквивалентности) иностранного документа об образовании.

 

Если из-за нарушений законодательства организацию исключат из реестра, она потеряет право оказывать юридические консультационные услуги.

 

Предложение к проекту: в указе Президента от 12.05.2018 г. № УП–5441 не предусматривается создание и ведение реестра организаций, оказывающих юридические консультационные услуги. Поэтому необходимость введения фактически новой разрешительной процедуры в сфере предпринимательской деятельности сомнительна. Соблюдение правил оказания других услуг успешно контролируются на практике без подобных механизмов. 


Кроме того, термины «юридический консультант» и «юрисконсульт» схожи до степени смешения. Поэтому имеет смысл разработать другой термин для обозначения лиц, оказывающих юридические консультационные услуги.

 

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.

 

Самир Латыпов.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_