Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Медиация: в чем суть нововведения

04.07.2018

Рус тилида ўқиш


Опубликован закон от 3.07.2018 г. № ЗРУ–482 «О медиации». 


 


От редакции: Этот документ и 75 тысяч других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУЗ». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 МБ).

 


 

Что говорит закон

 

Медиация – способ урегулирования возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно принятому документу она может проводиться по 3-м категориям споров:

  • спорам из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • индивидуальным трудовым спорам;
  • спорам, возникающим из семейных правоотношений.

 

Для справки: в ходе работы над проектом рассматривался также вариант введения медиации по уголовным делам. Однако поддержки такие предложения не получили.

 

Медиация может проводиться до суда, а также в ходе процесса до удаления суда в совещательную комнату.

 

Чем медиация отличается от схожих процедур

 

Медиация имеет много общего с досудебным (претензионным) порядком урегулирования споров по экономическим делам, заключением мирового соглашения при рассмотрении дела экономическим или гражданским судом, примирением супругов при расторжении брака и сторон в уголовном процессе. Однако их не следует отождествлять (по крайней мере, это невозможно с учетом действующего на сегодняшний день законодательства).

 

Отличительной чертой нового правового института является фигура медиатора – лица, привлекаемого сторонами для проведения медиации. Посредничество между сторонами в схожих процедурах четко не регламентируется. Медиатор может осуществлять свою деятельность на профессиональной (возмездно или безвозмездно) и непрофессиональной основе (только безвозмездно). Задача медиатора – привести стороны к заключению письменного медиативного соглашения, т.е. добровольному урегулированию спора.

 

В первоначальной редакции проекта, размещенной на портале СОВАЗ год назад, предусматривалось, что профессиональными медиаторами должны были выступать только адвокаты. А непрофессиональными медиаторами – достигшие 18 лет граждане, юридические лица, специально образованные органы либо комиссии. Но главная особенность – медиатор не должен быть связан с каким-либо государственным органом. Сохранив в целом этот подход, принятый закон установил, что профессиональным медиатором может быть любое лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе, утвержденной Минюстом, и включенное в Реестр профессиональных медиаторов. А непрофессиональным – физлицо, достигшее 25 лет и давшее свое согласие на выполнение обязанностей медиатора.

 

Для сравнения: согласно статье 40 Семейного кодекса суд вправе, отложив разбирательство бракоразводного дела, назначить супругам срок в пределах до 6-ти месяцев для примирения. В случае назначения супругам срока для примирения и отложения разбирательства дела суд не позднее 3-х дней должен письменно уведомить примирительную комиссию схода граждан по месту совместного жительства супругов для принятия соответствующих мер по их примирению, если они не проживают совместно – примирительную комиссию схода граждан по месту жительства каждого из них. Для медиации же устанавливаются совсем иные сроки – 30 дней с возможностью продления до 30 дней. А медиатора стороны выбирают самостоятельно. В случае с примирительными комиссиями такого выбора не остается.

 

Кроме того, планировалось, что урегулирование спора будет завершаться заключением не медиативного, а мирового соглашения. Предполагалось, что в судебных процессах оно будет утверждаться судом. Но в итоговой редакции медиативное соглашение фактически отнесено к внесудебным документам. При его заключении производство в суде прекращается и даже возвращается уплаченная за рассмотрение спора государственная пошлина (при мировом соглашении – не возвращается). О принудительном исполнении медиативного соглашения и выдаче по нему исполнительного листа закон ничего не говорит (по мировому соглашению выдается исполнительный лист).

 

Несмотря на это, при невыполнении условий медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Однако закон также не содержит нормы о том, что наличие медиативного соглашения препятствует дальнейшему рассмотрению дела государственным органом либо судом (при мировом соглашении – препятствует). При этом суд учтет содержание и меры ответственности за невыполнение соглашения.

 

Таким образом, медиация – это новое явление, которое отличается от прежних механизмов. И как любое нововведение она будет проходить «обкатку» практикой и возможно потребует внесения измеений в процессуальное законодательство.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 1.01.2019 г.

 

Самир Латыпов.



Валюталар курси

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум