Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Каким должен быть общественный контроль

25.05.2017

 

В Указе Президента от 7.02.2017 г. № УП–4947 на второй квартал этого года запланирована разработка проекта закона «Об общественном контроле».

 

Напомним, в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в 2012–2013 годах уже был подготовлен один законопроект «Об общественном контроле в Республике Узбекистан».

 

Предлагаем ознакомиться с содержанием ранее подготовленного проекта здесь.

 

В тоже время анализ проекта позволил сформулировать ряд предложений и рекомендаций, направленных на его совершенствование.

 

1. Учитывая, что предметом общественного контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц, а также принимая во внимание понятие «общественного контроля», закрепленное в статье 3 проекта, из содержания статьи 1 слова «контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц» целесообразно исключить.

 

2. В статье 3:

  • в целях более четкого определения понятия «общественный контроль», а также принимая во внимание требования части первой статьи 24 закона «О нормативно-правовых актах», предусматривающей изложение текста закона ясным языком, в понятии «общественный контроль» слова «общественный контроль – деятельность по» заменить словами «общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля по»;
  • в целях уточнения используемых терминов, а также более четкого институционального определения общественных советов по социальному партнерству, предлагаем в определении «субъектов общественного контроля» заменить слова «общественные советы по социальному партнерству» словами «создаваемые при районных, городских, областных хокимиятах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, республиканских органах государственного управления, а также Кабинете Министров Республики Узбекистан общественные советы по социальному партнерству (далее – общественные советы по социальному партнерству)». Данное дополнение будет соответствовать статье 18 закона «О социальном партнерстве»;
  • представляется достаточно спорным целесообразность включения в статью 3 понятия «общественные интересы», поскольку, во-первых, права и свободы граждан не составляют интересов, а являются закрепленными Конституцией правилами поведения или возможностями определенного поведения. Законный интерес – это гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к соответствующим государственным органам в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным. Во-вторых, перечисленная в понятии сфера общественных интересов носит не исчерпывающий характер и поэтому ее приведение представляется не вполне оправданным. Более того, даже в теории права среди ученых-правоведов нет единого понимания, что такое «общественный интерес». В этой связи предлагается в законопроекте отказаться от использования термина «общественный интерес» и вместо него применить термин «права, свободы и законные интересы граждан», что также будет согласовываться с терминологией, используемой как в законопроекте, так и в действующем законодательстве;
  • в связи с тем, что по правилам законодательной техники и исходя из сложившейся законодательной практики в статью об основных понятиях включаются понятия, которые часто используются в законе (см.ст.ст. 4, 13, 14 и др.), предлагаем статью 3 дополнить понятием «институты гражданского общества» в следующей редакции: «институты гражданского общества – негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации». Следует также отметить, что данное понятие будет соответствовать аналогичному понятию, используемому в статье 3 законопроекта «О социальном партнерстве».

 

3. В статье 4:

  • в целях более четкого закрепления целей общественного контроля абзац второй части первой предлагается изложить в следующей редакции: «обеспечение соблюдения и защита прав, свобод и законных интересов граждан». А абзац четвертый соответственно исключить;
  • в связи с необходимостью более конкретного определения задач общественного контроля, часть вторую предлагается дополнить абзацами шестым и седьмым следующего содержания:

«повышение уровня доверия граждан к деятельности государственных органов и их должностных лиц, обеспечение прозрачности этой деятельности, обеспечению обратной связи между обществом и государством;

повышение эффективности деятельности государственных органов и их должностных лиц, снижение рисков принятия и реализации ими решений, противоречащих  правам, свободам и законным интересам граждан».

 

4. Учитывая важность добровольности участия, а также публичности и открытости в осуществлении общественного контроля, статью 5 предлагается дополнить следующими принципами: «добровольность участия в осуществлении общественного контроля, публичность и открытость».

 

5. В связи с необходимостью соблюдения требований к подготовке структуры проекта закона, предусмотренного статьей 19 закона «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», предусматривающего, что главы и статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, предлагается главу 2 «Организация общественного контроля» назвать «Глава 2. Основы осуществления общественного контроля», включив в нее статьи 6, 14 и 15 законопроекта. Кроме того, в целях определения необходимого условия для осуществления общественного контроля вновь создаваемую Главу 2 проекта предлагается дополнить статьей 7 следующего содержания:

 

«Статья 7. Доступ к информации о деятельности государственных органов

 

Государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в установленном законом порядке.

 

Доступ к информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц обеспечивается путем опубликования в средствах массовой информации в печатном или электронном видах принятых государственными органами и их должностными лицами решений, нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, а также других сведений, поступивших или касающихся их деятельности».

 

В связи с введением Главы 2 «Основы осуществления общественного контроля», содержащую три статьи, статьи 7–25 станут соответственно статьями 8–26.

 

6. В связи с изменениями наименования и содержания главы 2, а также принимая во внимание, что статьи 7–14 посвящены формам общественного контроля предлагается бывшую главу 2 назвать «Глава 3. Формы общественного контроля».

 

7. Часть вторую статьи 7 проекта необходимо исключить по следующим причинам:

 

  • во-первых, непонятно почему могут применяться только те формы общественного контроля, которые предусмотрены законом;

 

  • во-вторых, часть вторая статьи 7 представляется излишней, поскольку из наименования этой статьи «Основные формы общественного контроля» следует, что он может осуществляться и в иных формах.

 

8. В целях определения документа, который будет подготовлен по итогам изучения общественного мнения, часть первую статьи 9 предлагается дополнить предложением следующего содержания: «По итогам изучения общественного мнения субъекты общественного контроля подготавливают доклад, содержащий предложения по совершенствованию деятельности государственных органов».

 

9. Принимая во внимание требования части первой статьи 24 закона «О нормативно-правовых актах», предусматривающей изложение текста закона ясным языком, из части первой статьи 10 проекта слово «регулярного» предлагаем исключить.

 

10. В целях закрепления результатов общественного расследования статью 11 законопроекта предлагается дополнить частью третьей следующего содержания:

 

«По результатам общественного расследования составляется заключение, в котором, как правило, должны содержаться:

 

1) мотивированные выводы по фактам, послужившим основанием для его проведения;

 

2) предполагаемые причины возникновения обстоятельств, послуживших основанием для проведения общественного расследования;

 

3) выводы и рекомендации участников общественного расследования в адрес государственных органов и их должностных лиц, для  принятия решений по устранению обстоятельств, послуживших основанием для проведения расследования».

 

Части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой.

 

11. В статье 12:

 

  • учитывая, что основанием для проведения общественного контроля может быть и собственная инициатива субъекта общественного контроля, предлагаем дополнить статью частью второй следующего содержания:

 

«Субъекты общественного контроля вправе по собственной инициативе  осуществлять общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов,  программ, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан». Части вторую-четвертую считать соответственно частями третьей-пятой;

 

  • в целях более четкого определения документа, подготавливаемого по результатам общественной экспертизы, часть третью предлагаем изложить в следующей  редакции:

 

«По окончании общественной экспертизы субъекты общественного контроля готовят заключения, содержащие предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов, программ и иных материалов, составляющих предмет общественной экспертизы, а также нормотворческой и правоприменительной практики государственных органов. Данные заключения направляются государственным органам для  обязательного рассмотрения».

 

 

12. В целях закрепления результатов общественного обсуждения статью 13 предлагается дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

 

«По результатам общественного обсуждения составляется протокол, где фиксируются ход и результаты обсуждения, который направляется для рассмотрения в соответствующий государственный орган.

 

Порядок поведения общественных обсуждений определяется законодательством».

 

13. В целях определения результатов общественных слушаний статью 14 предлагается дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

 

«По результатам общественного слушания составляется протокол, где фиксируются ход и результаты слушания, который направляется для рассмотрения в соответствующий государственный орган.

 

Порядок поведения общественных слушаний определяется законодательством».

 

14. В целях более четкого определения прав и обязанностей субъектов общественного контроля  и должностных лиц государственных органов статьи 15 и 16 предлагается изложить в следующей редакции:

 

«Статья 15. Права и обязанности субъектов общественного контроля

 

При осуществлении общественного контроля субъекты общественного контроля имеют право:

 

запрашивать и получать необходимую информацию, документы или иные сведения для ознакомления, снимать с них выписки и копии, кроме случаев, установленных законом;

 

участвовать в выработке решений государственных органов в порядке, предусмотренном законодательством;

 

обжаловать неправомерные действия (бездействие) должностных лиц
и иных работников государственных органов.

 

При осуществлении общественного контроля субъекты общественного контроля обязаны:

 

соблюдать законодательство об общественном контроле и других актов законодательства;

 

не вмешиваться в деятельность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении ими полномочий, определенных законодательством;

 

не распространять имеющуюся информацию до окончания
и подведения результатов общественного контроля;

 

не участвовать в осуществлении общественного контроля в случае личной заинтересованности в результатах общественного контроля, а также не использовать результаты общественного контроля в личных целях.

 

Статья 16.  Права и обязанности должностных лиц и иных работников государственных органов

 

В ходе общественного контроля должностные лица и иные работники государственных органов имеют право:

 

давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

 

знакомиться с результатами общественного контроля и указывать
в них о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также
с отдельными действиями субъектов общественного контроля;

 

лично или через представителя участвовать в обсуждении результатов общественного контроля;

 

обжаловать в суд неправомерные действия представителей субъектов общественного контроля.

 

В ходе общественного контроля должностные лица и иные работники государственных органов обязаны содействовать представителям субъектов общественного контроля в осуществлении ими своих полномочий, создавать им условия для реализации ими своих прав, указанных в статье 15 настоящего Закона».

 

15. В целях соблюдения требований к подготовке структуры проекта закона, предусмотренного статьей 19 закона «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», предусматривающего, что главы и статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы,  а также в целях разделения вопроса о форме и результатах  общественного контроля, предлагается статьи 17–19 объединить в главу 4. «Оформление и рассмотрение результатов общественной экспертизы». Данную главу предлагается дополнить статьей 20 следующего содержания:

 

«Статья 20. Информирование о ходе осуществления и результатах общественного контроля

 

Субъекты общественного контроля вправе публиковать информацию и материалы о ходе осуществления и результатах общественного контроля в средствах массовой информации в печатном или электронном видах, а также  на официальных сайтах субъектов общественного контроля».

 

Глава 3 законопроекта  будет считаться главой 5.

 

16. В статье 19:

 

1) в целях реализации принципа прозрачности при осуществлении общественного контроля, а также  обеспечения «обратной связи» в области общественного контроля, в части третьей слова «могут публиковаться» заменить словом «публикуются»;

 

2) в целях повышения ответственности должностных лиц государственных органов за обязательность рассмотрения и реагирования на результаты общественного контроля. предлагаем статью 19 дополнить частью четвертой следующего содержания:

 

«Необоснованный отказ в рассмотрении результатов общественного контроля, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, принятие противоречащего закону решения, необеспечение восстановления нарушенных прав и законных интересов  гражданина и исполнения принятого в связи с осуществлением  общественного контроля решения, необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, в связи с осуществлением общественного контроля  либо разглашение сведений о частной жизни граждан без их согласия, преследование гражданина в связи с его обращением по предмету общественного контроля, а также другие нарушения законодательства об общественном контроле влекут ответственность в соответствии с законом».

 

17. В связи с тем, что основной задачей общественного совета является развитие социального партнерства, а не общественного контроля, а также в связи с необходимостью соблюдения принципа независимости субъектов социального партнерства из текста статьи 20 проекта слова «координируют деятельность других субъектов общественного контроля по вопросам организации общественного контроля» целесообразно исключить.

 

18. В целях приведения статьи 21 законопроекта в соответствие с законом «Об органах самоуправления граждан» предлагаем дополнить ее частями второй и третьей следующего содержания:

 

«Органы самоуправления граждан осуществляет общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства на соответствующей территории.

 

Государственные органы обязаны содействовать органам самоуправления граждан в осуществлении общественного контроля и принимать своевременные меры по их обращениям».

 

19. Исходя из сложившейся законодательной практики Главу 4. «Заключительные положения» предлагаем дополнить статьей 22 следующего содержания:

 

«Статья 22. Разрешение споров

 

Споры в области осуществления общественного контроля разрешаются в порядке, установленном законодательством».

 

Статьи 23-25 считать соответственно статьями 24-26.

 

Павел Сильнов,

адвокат.



В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Валюталар курси

2024-04-19
  • USD:12697.00 (+0.00) сум
  • EUR:13547.70 (+0.00) сум
  • RUB:135.05 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг

2024, 16 апрель№ 16
2024, 16 апрель№ 16