Есть предложения по благоустройству вашего района? Общедомовая сантехника выходит из строя, а ТЧСЖ и «в ус не дует»? Или же у вас есть желание выразить благодарность за решение проблемы? Все это знакомые ситуации. Этому посвящается данная публикация.
Для решения возникающих проблем в государственных органах и крупных корпорациях имеется ряд механизмов приема обращений и работы с ними. Мы рассмотрим каждую из существующих в нашей стране опций. Начнем же с законодательных основ оказания услуг по работе с обращениями граждан и юридических лиц.
Что говорит закон?
Порядок обращения в государственные органы в Узбекистане регламентируется Законом «Об обращениях физических и юридических лиц». В соответствии с этим документом, физические и юридические лица, в т.ч. лица без гражданства и иностранные граждане:
- имеют право обращаться в государственные органы;
- право на обращения реализуется добровольно;
- никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него;
- осуществление права на обращение не должно нарушать права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства.
В ст. 5 Закона говорится, что обращения могут быть в виде заявлений, предложений и жалоб, и дается подробное разъяснение каждого из этих понятий.
Ст. 6 раскрывает требования к подаваемым обращениям. Так, в обращении физического лица должны быть указаны ФИО, сведения о месте жительства и изложена суть обращения. В обращении юридического лица должны быть указаны полное наименование юридического лица, сведения о местонахождении (почтовом адресе) и изложена суть обращения. Обращения могут подаваться на государственном и других языках. Данная статья исключает принятие к рассмотрению анонимных обращений.
Законом предусматривается и подробно оговаривается ответственность госорганов за работу с обращениями, порядок и сроки их рассмотрения.
Писать, звонить или явиться лично?
В соответствии со ст. 4 данного Закона обращения могут быть поданы в:
- устной;
- письменной;
- электронной форме.
На практике это означает, что в устной форме обратиться можно по телефонам доверия либо записавшись на личный прием. Письменные обращения могут быть поданы при личном вручении, а также при пересылке по почте. Обращения в электронной форме могут быть поданы через Единый портал интерактивных услуг либо через официальные сайты госорганов. При этом все перечисленные формы обращений рассматриваются по единым правилам и имеют одинаковую юридическую силу.
Надо отметить, что на сегодняшний день в большинстве министерств или госкомитетов функционируют call-центры, официальные сайты, а в работе руководства предусмотрены часы личного приема граждан.
Необходимость использования ключа Электронной цифровой подписи (ЭЦП) при обращении в госорганы и ЕПИГУ, вызвала самую неоднозначную реакцию со стороны граждан. И, как мы писали ранее, в настоящее время приказом руководителя Мининфокома обязательность этого требования для физлиц отменена. Однако смеем предположить, что это временная мера. Подтверждение личности при взаимодействии с госорганами является законным требованием и соответствует международной практике.
Идентификация личности посредством ЭЦП помимо всего прочего является гарантом ответственного отношения обращающегося. Ведь таким образом не напишешь анонимного обращения (что вообще не допускается), а также от вымышленного или чужого имени. Составляя обращение от своего имени и подтверждая его собственным ключом ЭЦП, пользователь соглашается нести ответственность за достоверность предоставляемых сведений и выражает согласие на дальнейшее взаимодействие с ведомством, если потребуется.
Вверх по лестнице или на лифте?
Рассмотрим ситуацию: «Гражданка пришла в почтовое отделение, чтобы отправить в посылке шубу за рубеж. Работник почтового отделения, не знающая правил почтовых отправлений, «на всякий случай» в приеме к пересылке шубы отказала: «Не положено правилами. Я не приму. Если хотите, попробуйте отправить с главпочтамта или международного почтамта». Гражданка едет в международный почтамт, благополучно шубу отправляет, потому что запрет на отправку этого вида груза в почтовых правилах не предусмотрен. Казалось бы – благополучный исход проблемы, но ведь время и деньги потеряны, и потеряны по вине нерадивого или некомпетентного работника почтового отделения».
На подобные нарушения прав многие граждане просто «махают рукой», для них главное – что проблема решилась. Но не все готовы оставить ситуацию без продолжения, ведь вполне возможно, что и в дальнейшем возникнет необходимость в международных отправлениях, и чтобы вновь не ехать через весь город в международный почтамт, нужно удостовериться, что сделать это можно рядом со своим домом, ведь почтовые правила едины по всей стране.
Давайте рассмотрим варианты решения этой проблемы. И так, можно написать обращение:
1. На имя Президента;
2. В виртуальную приемную Премьер-министра;
3. В Кабинет министров, Законодательную палату или Сенат;
4. На имя руководителя Мининфоком;
5. На имя директора АО «Узбекистон почтаси»;
6. Потребовать устных разъяснений от начальника данного почтового отделения.
Нужно учесть, что если начинать с высших инстанций, уйдут время и силы, ведь для реального решения этой проблемы им все равно придется изучать ситуацию «на месте», а это из-за большой загруженности не произойдет в один момент. Так не проще ли будет сначала самолично поговорить с начальником почтового отделения, и если на этом этапе ситуация решена не будет, то обратиться в непосредственную вышестоящую организацию – АО «Узбекистон почтаси».
Саида Джанизакова,
наш корр.
Публикации по теме:
Хокимият напомнил номера диспетчерских служб по вопросам ЖКХ
Министерства и комитеты создают отделы по работе с обращениями
Укреплена система взаимодействия власти, бизнеса и населения
Комментарии (2)
Добавить комментарийГость_Леванова Кира Григорьевна :
Физлица не против ЭЦП, если они будут выдаваться бесплатно и на ПК, но зачем, если проходишь регистрацию. При регистрации на ПК требуют лишнею информацию:
1 дата рождения.
2. № паспорта.
3. дата выдачи.
4. кем выдан.
5. действителен до..
.
Гость_Юлдашев Фархад Анварович инвалид 2 группы пе :