11 марта текущего года в нижней палате парламента в первом чтении был рассмотрен один из ключевых для осуществляемых реформ в Узбекистане законопроект «О социальном партнерстве».
Своим мнением о законопроекте поделились депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члены фракции УзЛиДеП Собир ЖАББОРОВ и Полянте СВЕШНИКОВ:
– В своей основе социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов социально-экономических отношений. В условиях процессов глобализации общественных, социально-экономических отношений потребность в разумном балансе государственных и общественных интересов, их гармоничном взаимодействии становится особо актуальной. Мировой опыт демократического развития демонстрирует очевидность потребности правового государства в надежных партнерах, эффективно содействующих решению проблем, существующих в обществе и любой стране, и выступающих в роли единой системы сдержек и противовесов. Заинтересованность в поддержании внутренней общественно-политической стабильности и определение перспектив дальнейшего развития могут быть основаны исключительно на принципах социального партнерства с гражданским обществом, наиболее активную часть которого составляют негосударственные некоммерческие организации (ННО).
Надо отметить, что только за последние 3 года количество ННО выросло на 45% и составляет сегодня более 7,5 тысяч. Они принимают самое деятельное участие в разработке и обсуждении законопроектов, в реализации важнейших государственных программ социально-экономического развития страны. Взаимодействие ННО с государственными органами закреплено в действующем национальном законодательстве, в первую очередь, в Основном Законе, а также в 30 законах («Об общественных фондах», «О благотворительности», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» и другие) и свыше 100 других нормативно-правовых актах Республики Узбекистан. А нормы, регламентирующие тесное сотрудничество государственной власти и ННО, содержатся и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни («Об основах государственной молодежной политики», «Об экологическом контроле», «Об экологической экспертизы», «О защитах прав потребителей» и другие). Помимо этого, представителям ННО дано право участвовать в подготовке проектов нормативно-правовых актов. В частности, это право закреплено законами «О нормативно-правовых актах», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Торгово-промышленной палате», «О профессиональных союзах» и другими.
Стоит вспомнить и о целом ряде нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих деятельность межведомственных комиссий, общественно-консультативных органов, в которые активно включаются ННО.
Вместе с этим, наличие такой нормативной базы, тем не менее, не восполнило отсутствия единого кодифицирова
Считаем нужным отметить, что представленный к рассмотрению в первом чтении на пленарном заседании Законодательной палаты законопроект «О социальном партнерстве» – это уже не первый предлагаемый вариант проекта закона за последние 3 года. Проведенный мониторинг и анализ предыдущих вариантов показал, что их редакция не полностью отражает определенные Концепцией главы государства задачи, и это не позволяет говорить об уже законченном характере системы социального партнерства.
По нашему мнению, нынешний вариант законопроекта, разработанного инициативной группой депутатов Законодательной палаты из Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам и Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, вобрал в себя, помимо норм действующего законодательства страны, национальной и международной практики, характер проводимых под руководством страны реформ, направленных на выполнение более масштабных задач. На наш взгляд, в него включены реалии современной жизни в Узбекистане:
возросший общий уровень благосостояния и запросов населения;
динамика роста количества ННО в различных сферах общества;
сложившаяся система институциональных инвесторов (пенсионный фонд, страховые компании, коммерческие и частные банки), кредитующих серьезную часть субъектов малого и частного бизнеса.
Мы стали первопроходцами в деле принятия единого обобщенного закона прямого действия о социальном партнерстве, так как в зарубежной практике такого опыта пока нет.
Например, в Германии, Франции и других европейских странах большая часть ответственности за планирование, координацию, реализацию и финансирование проектов социального партнерства на местах возложены на региональные, окружные и муниципальные образования (коммуны, общины и прочие органы самоуправления).
В ближнем зарубежье (Российская Федерация, Казахстан и т.д.) социальное партнерство подразумевался как один из типов социального взаимодействия, который характеризуется, прежде всего, способом регулирования общественных, и в первую очередь трудовых отношений между большими группами и слоями общества, в частности, между бизнесменами/работодателями, наемными работниками и государством.
Уверены, что данного принятие закона с указанными дефинициями, будет стимулировать повышение роли и активность деятельности ННО, вовлечет широкие слои населения разных возрастов и интересов в процесс разработки актов законодательства и реализации программ социально-экономического и гуманитарного развития, имеющих большую государственную и общественную значимость.