Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧто делать, если в ЕЭИСВО попали контракты с нерезидентами-физлицами Зачем отменяют единый ежемесячный ЭСФ для «других видов непрерывных услуг»? Чем отличаются курсовые разницы в целях бухгалтерского учета и налогообложения

Система эффективного государственного управления должна обладать четкими целями

01.04.2014

 

Пояснения Насимжона АЛИМОВА, члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам (фракция УзЛиДеП) по принятому в третьем чтении в нижней палате Закону «Об управлении государственным имуществом»:


 

– Прежде всего, надо сказать о том, что преследуемая цель законопроекта – дальнейшее развитие законодательства в сфере управления государственным имуществом, направленное на эффективное управление государственной собственностью, как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Позиция УзЛиДеП позволяет судить о том, что состояние нынешнего этапа реформирования экономики, протекающего в условиях объективной необходимости дальнейшей реализации мер по укреплению института частной собственности и повышению роли частного сектора в национальной экономике, свидетельствует о настоятельной потребности создания стройной, экономически выверенной эффективной системы управления госимуществом.

 

Необходимо отметить, что предметом правового регулирования в данном случае являются непосредственные отношения, складывающиеся между определенными субъектами в связи с осуществлением в необходимом формате (стратегическом и тактическом) и объеме деятельности по управлению госимуществом, а, значит, и функционирование государственного сектора экономики.

 

Сначала остановимся на том, что имеется на сегодняшний день в этом аспекте.

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы управления госимуществом, – Конституция, кодексы Республики Узбекистан (Гражданский, Земельный, Налоговый, Жилищный), законы «О собственности в Республике Узбекистан», «О государственной власти на местах», «Об аренде» и актами законодательства. При этом:

 

Гражданский кодекс Республики Узбекистан дает определения видов имущества и условия приобретения и прекращения прав на него;

 

Земельный, Налоговый, Жилищный кодексы Республики Узбекистан содержат дефиниции имущественных отношений, связанных с землей, налоговыми обязательствами собственников имущества, прав собственности, владения и пользования жилищным фондом;

 

законы Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан»,
«О государственной власти на местах», «Об аренде» определяют особенности владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, защиту прав собственников имущества и его владельцев.

 

Однако эти нормативно-правовые акты, к сожалению, не учитывают темпов государственного строительства и развития рыночных отношений в Узбекистане, не охватывают всех аспектов регулирования, не всегда являются вполне однозначными, допуская различные толкования.

 

Национальным законодательством госсобственность определена, как публичная, направленная на обеспечение общественных потребностей. Но не установлены конкретные и единые нормы, гарантирующие ее сохранность, эффективное формирование, распоряжение, а также регламентирующие условия и порядок приобретения государством частного имущества для обеспечения суверенитета, безопасности и обороноспособности страны.

 

Несмотря на то, что Кабинетом Министров реализуются программы приватизации госсобственности, направленные на сокращение госсектора экономики, имеют место ряд существенных проблем в области управления госимуществом, требующих принятия кардинальных мер для их решения посредством совершенствования нормативной базы и обеспечения ее четкого правоприменения. Нужно уходить от сложившегося у преобладающего большинства субъектов госсобственности неверного стереотипа о целях сохранения того или иного имущества в госсобственности, а также долевого участия государства в хозяйственных обществах, что ведет к необоснованному сдерживанию возрастания роли и значения частного сектора в национальной экономике. Серьезным упущением в системе управления государственными долями в уставных фондах хозяйственных обществах остается неэффективный менеджмент предприятий, а также слабый мониторинг государственных поверенных в связи с высокой степенью занятости назначенных представителей государства по их основному роду деятельности.

 

Почему нужен такой законопроект?

 

Причин этому достаточно много. Прежде всего, в правовой базе Республики Узбекистан нет специального закона, который имеется в ближнем (России, Казахстане, Грузии и др.) и дальнем зарубежье (Франции, Испании и т.д.), и регламентирующего:

 

основные понятия (цели, задачи и принципы) управления государственным имуществом;

 

состав и виды госимущества, необходимого для обеспечения деятельности и полномочий органов госуправления;

 

специфику учета и управления (владения, пользования и распоряжения) государственным имуществом, в том числе госпредприятиями и учреждениями, государственными долями в хозяйственных структурах (обществах и органах управления);

 

особенности участия Республики Узбекистан и административно-территориальных образований в гражданских правоотношениях, связанных с осуществлением права собственности на госимущество;

 

правовые основы формирования, перераспределения, отчуждения госимущества и возврата его в госсобственность;

 

условия, требования к использованию и обеспечению сохранности госимущества, а также контроль за деятельностью лиц, имеющих полномочия по его управлению и распоряжению;

 

нормы обеспечения и защиты, восстановления прав и интересов государства, как собственника имущества.

 

Помимо этого, имеет место пробел в организации системы управления госсобственностью, выражающийся в недостаточном правовом регулировании вопросов необходимости сохранения конкретного объекта в госсобственности, управления госимуществом, переданным в оперативное управление государственным предприятиям, учреждениям, органам госуправления, а также в пользование хозсубъектам.

 

Необходимо отметить и отсутствие четких требований к механизму управления имуществом, находящимся за рубежом, правам государства в хозяйственных обществах, органах хозуправления, а также правовой классификации и учету госимущества.

 

В национальном законодательстве ясно прописано, что субъектом госсобственности в стране является народ Узбекистана, а реализацию права собственности от имени народа осуществляют Олий Мажлис, Президент Республики Узбекистан и уполномоченные ими госорганы, деятельность и соответствующие задачи и функции которых по управлению и использованию государственного имущества четко не определены.

 

И как следствие, разобщенность и пробелы законодательных норм, нечеткое разделение полномочий и ответственности ведут к проявлению негативных факторов, основные из которых – отсутствие сформулированных на уровне единого законодательного акта основных целей, задач, приоритетов и принципов государственной политики в сфере управления госимуществом, а также конкретных стандартов и критериев оценки эффективности его управления.

 

Говоря о содержании законопроекта, нужно отметить, что:

 

потребовались предварительные дефиниции его основных положений, сформулированных в ходе анализа национального законодательства и правоприменения по вопросам управления госимуществом;

 

законопроект направлен на построение системы управления госимуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения. Законопроект также предусматривает разграничение компетенции госорганов, управляющих госимуществом, и повышение их ответственности за проведение экономической политики государства в сфере управления госимуществом;

 

устанавливаются правовые основы корпоративного управления госпакетами акций (долями), четкого взаимодействия субъектов госсобственности и их ответственности за обеспечение эффективной работы по обеспечению сохранности и эффективного использования, а в необходимых случаях – возврата госимущества.

 

Преимущества принятия данного законопроекта:

 

во-первых, Закон «Об управлении государственным имуществом» в предлагаемом формате устранит пробелы и коллизии в законодательстве, разовьет и укрепит правовые основы в сфере управления госимуществом посредством закрепления на уровне специального Закона прямого действия основных целей, задач, принципов и механизмов эффективного управления госимуществом. Очень важно, что для этого не потребуется материальных затрат, не предусматривается сокращения доходов или увеличения расходов государства, а также изменений по статьям Госбюджета;

 

во-вторых, на его основе Правительством Республики Узбекистан регулярно будут приниматься программы управления объектами госимущества стратегического значения на среднесрочный период и/или перспективу, в которых будут устанавливаться приоритеты по отдельным объектам госимущества, задачи и пути для их достижения;

 

в-третьих, будет создана целостная система управления различными объектами госсобственности, произойдет оптимизация ее состава и структуры в целом ряде отраслей.

 

И, кроме того, реализуется Распоряжение Президента Республики Узбекистан
«О мерах по реализации приоритетных направлений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики» (от 14.01.2011г. № Р-3557) в части продолжения проводимых в Узбекистане преобразований по отказу от осуществления государством несвойственных или излишних полномочий и видов деятельности, с сохранением за ним (государством) имущества исключительно необходимого для удовлетворения основных потребностей, интересов населения и охраны здоровья, обеспечения общественного порядка, безопасности и территориальной целостности страны.