Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКрупные налогоплательщики все ТТН за апрель 2024 года должны оформить в электронном виде Можно ли вернуть НДС по безнадежной задолженности Как передать учредителю квартиру в счет дивидендов Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы

Как планируют проводить налоговые проверки

23.07.2020

Читать на узбекском языке

На портале СОВАЗ для обсуждения размещен проект постановления Кабмина «Об утверждении положений о налоговых проверках в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан».

 

Проект постановления подготовлен в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

 

Проектом, в связи с принятием Налогового кодекса, предлагается утвердить следующие положения о налоговых проверках:

  • Положение о системе оценки риска неуплаты налогов и сегментации налогоплательщиков на основе критериев их добросовестности (1);
  • Положение о проведении камеральной налоговой проверки (2);
  • Положение о проведении выездной налоговой проверки (3);
  • Положение о проведении налогового аудита (4).

 

Положением (1) определены основные задачи и элементы системы управления рисками неуплаты налогов, а также принципы планирования налоговых проверок.

 

Анализ риска неуплаты налогов и система оценки его результатов выполняется на основе автоматизированного программного продукта Государственного налогового комитета (ГНК) «Оценка риска налогов, его анализ и оценка». 

 

По объему товарооборота за конкретный период налогоплательщики подразделяются на три группы: мелких, средних и крупных. Перечислены критерии для определения степени риска неуплаты налогов. Степень этого риска рассчитывается по формуле и характеризуется баллами в интервале от 1 до 1 000. В зависимости от количества набранных баллов, налогоплательщиков сегментируют на три группы: красная дорожка (высокий риск неуплаты налогов), желтая дорожка (средний риск неуплаты налогов) и зеленая дорожка (низкий риск неуплаты налогов). Граничные значения баллов каждой группы риска для конкретного отчетного периода устанавливаются ГНК. Из числа налогоплательщиков с высоким риском неуплаты налогов отбираются кандидаты для проведения налогового аудита, со средним риском – для проведения камеральной или выездной проверки, а для налогоплательщиков с низким риском – налоговые органы устанавливают упрощенный порядок (зеленая дорожка) оказания услуг и налоговые проверки не назначаются.

 

Положение (2) определяет порядок проведения камеральных налоговых проверок (далее – КНП). Этот вид проверок проводится по месту нахождения налогового органа и осуществляется в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства по налогам.

 

Положением перечислены случаи, когда проводится КНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов. Срок проведения КНП не должен превышать 3 месяцев. В Положении перечислены случаи и основания для продления срока проведения КНП на один месяц.

 

Перечислены сведения и документы, которые налоговый орган может запросить в ходе КНП у налогоплательщика путем подачи запроса в электронной форме в личный кабинет налогоплательщика. Запрос считается полученным через три дня после отправки в личный кабинет. Сведения и документы, предусмотренные запросом, налогоплательщик должен представить в налоговый орган в течение 5 дней со дня получения запроса. При необходимости, налоговый орган вправе запросить документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц. Прописаны сроки запроса и подачи документов налогоплательщиком в налоговый орган и возможные санкции за их нарушение.

 

По итогам проведения КНП, проверяющее должностное лицо составляет заключение по установленной форме. В Положении перечислены сведения, которые должны найти отражение в заключении и порядок его оформления. По выявленным случаям несоответствия или ошибок в налоговой отчетности налоговым органом в двухдневный срок направляется претензия налогоплательщику по их устранению.

 

В Положении прописан порядок ведения дела при выявлении в ходе КНП у налогоплательщика налоговых правонарушений. 

 

Положение (3) определяет порядок проведения выездных налоговых проверок (далее – ВНП). Документом прописан перечень действий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках ВНП. В ходе проверки проводится анализ учетных документов, движения денежных средств и ТМЦ, а также другой информации, имеющей отношение к деятельности налогоплательщика. При проведении ВНП затребование у налогоплательщика документов (информации), не относящихся к предмету ВНП, не допускается.

 

ВНП проводится в срок до 10 рабочих дней. По результатам ВНП со стороны налоговых органов расчет налогов и сборов не производится.

 

В Положении перечислены основания для проведения ВНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок и цель проведения проверки. ВНП проводятся с уведомлением, через Единую электронную систему регистрации проверок, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте (за исключением физлиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность без прохождения госрегистрации). После завершения проверки ее результаты в течение трех дней вносятся в Единую электронную систему регистрации проверок. 

 

В Положении прописаны права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика в ходе проведения ВНП.

 

Также в Положении указаны порядки:  

  • проведения хронометража;
  • проверки применения ККМ и расчетных терминалов;
  • проведения мониторинга численности сотрудников налогоплательщика, представленной в налоговых отчетах и фактической;
  • проверки соблюдения налогового законодательства на стоянках транспортных средств, примыкающих к рынкам, торговым комплексам;
  • проверки соблюдения правил торговли и оказания услуг;
  • инвентаризации основных средств, ТМЦ, денежных средств и расчетов;
  • изъятия документов и предметов.

 

По итогам проведения ВНП, проверяющее должностное лицо составляет акт по установленной форме в 2-х экземплярах. 

 

Положение (4) определяет порядок проведения налогового аудита (далее – НА). В соответствии с Налоговым кодексом он проводится налоговыми органами в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за конкретный период, путем изучения и сопоставления его бухгалтерской, финансовой, статистической, банковской и другой документации.

 

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела проводится в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального и Налогового кодексов.

 

 В соответствии с Положением НА проводится у следующих налогоплательщиков:

  • с высокой степенью вероятности налогового риска, выявленной через автоматизированную информационную систему анализа рисков налоговых органов («риск-анализ»), а также у отобранных, по методу случайной выборки, крупных налогоплательщиков;
  • с высокой степенью вероятности налогового риска, которые не представили уточненные расчеты по налогам в ответ на требование налогового органа по итогам камеральной проверки (в том числе, после уточненного требования), не представили основания по выявленным несоответствиям или представленные основания признаны недостаточными;
  • добровольно прекративших свою деятельность юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
  • у которых выявлены новые обстоятельства, не известные налоговым органам, в период ранее проведенного налогового аудита. 

 

 НА проводится:

  • ГНУ Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на их подведомственных территориях;
  • межрегиональными государственными налоговыми инспекциями по крупным налогоплательщикам – у крупных налогоплательщиков;
  • ГНК – у налогоплательщиков с высокой степенью вероятности налогового риска.

 

Положением предусмотрено, что НА:

  • проводится на основании приказа налогового органа, в котором указываются: основания для проведения аудита, наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. лиц, проводящих аудит, срок и цели проведения аудита. Одновременно утверждается программа НА;
  • может проводиться через 30 дней после того, как налоговый орган отправляет сообщение налогоплательщику о проведении НА;
  • начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении проверки;
  • завершается в день подписания акта проверки;
  • не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения НА может быть продлен в соответствии со статьей 142 НК;
  • охватывает только период, следующий за последним НА, по которому не истек срок исковой давности;
  • проводится не более одного раза у налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита;
  • проводится после заполнения Книги регистрации проверок налогоплательщика.

 

В течение 3 дней после завершения налогового аудита результаты НА вносятся в Единую систему электронного учета проверок. В Положении также прописаны порядки:

  • обмена документацией в рамках проведения НА;
  • назначения, организации и проведения проверки;
  • проведения у добровольно ликвидируемых юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
  • проведения осмотра зданий и территорий;
  • затребования документов у проверяемого налогоплательщика;
  • затребования документов (информации) у третьих лиц;
  • изъятия документов, предметов и носителей электронной информации.

 

В документе также перечислены участники проведения НА и указан порядок оформления результатов НА. 

 

Предполагается, что в случае принятия данного проекта ПКМ, нормативные акты ГНК, регулирующие налоговые проверки, будут отменены.

 

Проект опубликован на государственном языке, может быть изменен, дополнен или отклонен.

 

Баходир Каюмов.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_