Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Кому нужно вести Журнал учета счетов-фактур – читать на buxgalter.uzКогда неподписанные ЭСФ будут подтверждены – читать на buxgalter.uzГНК разъяснил: как стать налоговым резидентом досрочно – читать на buxgalter.uzЧто делать, если работница не хочет уходить в декрет – читать на buixgalter.uzЧто делать, если счет-фактуру не выставили в срок – читать на buxgalter.uzМинфин рекомендует: как правильно учитывать скидки – читать на buxgalter.uzКак получить валюту за экспорт через интернет – читать на buxgalter.uz

Как планируют проводить налоговые проверки

23.07.2020

Читать на узбекском языке

На портале СОВАЗ для обсуждения размещен проект постановления Кабмина «Об утверждении положений о налоговых проверках в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан».

 

Проект постановления подготовлен в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

 

Проектом, в связи с принятием Налогового кодекса, предлагается утвердить следующие положения о налоговых проверках:

  • Положение о системе оценки риска неуплаты налогов и сегментации налогоплательщиков на основе критериев их добросовестности (1);
  • Положение о проведении камеральной налоговой проверки (2);
  • Положение о проведении выездной налоговой проверки (3);
  • Положение о проведении налогового аудита (4).

 

Положением (1) определены основные задачи и элементы системы управления рисками неуплаты налогов, а также принципы планирования налоговых проверок.

 

Анализ риска неуплаты налогов и система оценки его результатов выполняется на основе автоматизированного программного продукта Государственного налогового комитета (ГНК) «Оценка риска налогов, его анализ и оценка». 

 

По объему товарооборота за конкретный период налогоплательщики подразделяются на три группы: мелких, средних и крупных. Перечислены критерии для определения степени риска неуплаты налогов. Степень этого риска рассчитывается по формуле и характеризуется баллами в интервале от 1 до 1 000. В зависимости от количества набранных баллов, налогоплательщиков сегментируют на три группы: красная дорожка (высокий риск неуплаты налогов), желтая дорожка (средний риск неуплаты налогов) и зеленая дорожка (низкий риск неуплаты налогов). Граничные значения баллов каждой группы риска для конкретного отчетного периода устанавливаются ГНК. Из числа налогоплательщиков с высоким риском неуплаты налогов отбираются кандидаты для проведения налогового аудита, со средним риском – для проведения камеральной или выездной проверки, а для налогоплательщиков с низким риском – налоговые органы устанавливают упрощенный порядок (зеленая дорожка) оказания услуг и налоговые проверки не назначаются.

 

Положение (2) определяет порядок проведения камеральных налоговых проверок (далее – КНП). Этот вид проверок проводится по месту нахождения налогового органа и осуществляется в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства по налогам.

 

Положением перечислены случаи, когда проводится КНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов. Срок проведения КНП не должен превышать 3 месяцев. В Положении перечислены случаи и основания для продления срока проведения КНП на один месяц.

 

Перечислены сведения и документы, которые налоговый орган может запросить в ходе КНП у налогоплательщика путем подачи запроса в электронной форме в личный кабинет налогоплательщика. Запрос считается полученным через три дня после отправки в личный кабинет. Сведения и документы, предусмотренные запросом, налогоплательщик должен представить в налоговый орган в течение 5 дней со дня получения запроса. При необходимости, налоговый орган вправе запросить документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц. Прописаны сроки запроса и подачи документов налогоплательщиком в налоговый орган и возможные санкции за их нарушение.

 

По итогам проведения КНП, проверяющее должностное лицо составляет заключение по установленной форме. В Положении перечислены сведения, которые должны найти отражение в заключении и порядок его оформления. По выявленным случаям несоответствия или ошибок в налоговой отчетности налоговым органом в двухдневный срок направляется претензия налогоплательщику по их устранению.

 

В Положении прописан порядок ведения дела при выявлении в ходе КНП у налогоплательщика налоговых правонарушений. 

 

Положение (3) определяет порядок проведения выездных налоговых проверок (далее – ВНП). Документом прописан перечень действий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках ВНП. В ходе проверки проводится анализ учетных документов, движения денежных средств и ТМЦ, а также другой информации, имеющей отношение к деятельности налогоплательщика. При проведении ВНП затребование у налогоплательщика документов (информации), не относящихся к предмету ВНП, не допускается.

 

ВНП проводится в срок до 10 рабочих дней. По результатам ВНП со стороны налоговых органов расчет налогов и сборов не производится.

 

В Положении перечислены основания для проведения ВНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок и цель проведения проверки. ВНП проводятся с уведомлением, через Единую электронную систему регистрации проверок, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте (за исключением физлиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность без прохождения госрегистрации). После завершения проверки ее результаты в течение трех дней вносятся в Единую электронную систему регистрации проверок. 

 

В Положении прописаны права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика в ходе проведения ВНП.

 

Также в Положении указаны порядки:  

  • проведения хронометража;
  • проверки применения ККМ и расчетных терминалов;
  • проведения мониторинга численности сотрудников налогоплательщика, представленной в налоговых отчетах и фактической;
  • проверки соблюдения налогового законодательства на стоянках транспортных средств, примыкающих к рынкам, торговым комплексам;
  • проверки соблюдения правил торговли и оказания услуг;
  • инвентаризации основных средств, ТМЦ, денежных средств и расчетов;
  • изъятия документов и предметов.

 

По итогам проведения ВНП, проверяющее должностное лицо составляет акт по установленной форме в 2-х экземплярах. 

 

Положение (4) определяет порядок проведения налогового аудита (далее – НА). В соответствии с Налоговым кодексом он проводится налоговыми органами в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за конкретный период, путем изучения и сопоставления его бухгалтерской, финансовой, статистической, банковской и другой документации.

 

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела проводится в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального и Налогового кодексов.

 

 В соответствии с Положением НА проводится у следующих налогоплательщиков:

  • с высокой степенью вероятности налогового риска, выявленной через автоматизированную информационную систему анализа рисков налоговых органов («риск-анализ»), а также у отобранных, по методу случайной выборки, крупных налогоплательщиков;
  • с высокой степенью вероятности налогового риска, которые не представили уточненные расчеты по налогам в ответ на требование налогового органа по итогам камеральной проверки (в том числе, после уточненного требования), не представили основания по выявленным несоответствиям или представленные основания признаны недостаточными;
  • добровольно прекративших свою деятельность юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
  • у которых выявлены новые обстоятельства, не известные налоговым органам, в период ранее проведенного налогового аудита. 

 

 НА проводится:

  • ГНУ Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на их подведомственных территориях;
  • межрегиональными государственными налоговыми инспекциями по крупным налогоплательщикам – у крупных налогоплательщиков;
  • ГНК – у налогоплательщиков с высокой степенью вероятности налогового риска.

 

Положением предусмотрено, что НА:

  • проводится на основании приказа налогового органа, в котором указываются: основания для проведения аудита, наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. лиц, проводящих аудит, срок и цели проведения аудита. Одновременно утверждается программа НА;
  • может проводиться через 30 дней после того, как налоговый орган отправляет сообщение налогоплательщику о проведении НА;
  • начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении проверки;
  • завершается в день подписания акта проверки;
  • не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения НА может быть продлен в соответствии со статьей 142 НК;
  • охватывает только период, следующий за последним НА, по которому не истек срок исковой давности;
  • проводится не более одного раза у налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита;
  • проводится после заполнения Книги регистрации проверок налогоплательщика.

 

В течение 3 дней после завершения налогового аудита результаты НА вносятся в Единую систему электронного учета проверок. В Положении также прописаны порядки:

  • обмена документацией в рамках проведения НА;
  • назначения, организации и проведения проверки;
  • проведения у добровольно ликвидируемых юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
  • проведения осмотра зданий и территорий;
  • затребования документов у проверяемого налогоплательщика;
  • затребования документов (информации) у третьих лиц;
  • изъятия документов, предметов и носителей электронной информации.

 

В документе также перечислены участники проведения НА и указан порядок оформления результатов НА. 

 

Предполагается, что в случае принятия данного проекта ПКМ, нормативные акты ГНК, регулирующие налоговые проверки, будут отменены.

 

Проект опубликован на государственном языке, может быть изменен, дополнен или отклонен.

 

Баходир Каюмов.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_