Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Малый бизнес разрешат проверять сразу после открытия фирмы

13.12.2018

Читать на узбекском языке


Разбираем проект закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».

 

Напомним, что рядом актов Президента изменен порядок назначения и проведения проверок субъектов предпринимательства. Мы подробно описывали нововведения в обзорах от 28.07.2018 г., 9.09.2018 г., 10.10.2018 г., и 4.12.2018 г. Разработанный законопроект вобрал в себя уже оглашенные ранее правила. Однако в нем предложен и ряд новых норм. Остановимся подробнее именно на них.

 

Новое название закона сужает сферу его действия

 

Наименование акта меняется. Сейчас оно звучит так: «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», а будет – «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства». Данное обстоятельство отражает корректировку области применения документа. Так, термин хозяйствующий субъект шире понятия субъект предпринимательства. Помимо бизнеса он охватывает государственные учреждения, ННО, постоянные учреждения и представительства нерезидентов (не являются юридическими лицами). Соответственно новое название говорит о сокращении сферы действия акта по субъектам.

 

Закон не будет регулировать проверки:

  • проводимые в рамках закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;
  • полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за коммунальные услуги;
  • проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также доследственные проверки, осуществляемые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;
  • деятельности государственных учреждений;
  • деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;
  • деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов в Республике Узбекистан;
  • проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и/или их учредителей.

 

«Три кита» государственного контроля за бизнесом

 

Разработчики проекта попытались разъяснить, что следует понимать под государственным контролем деятельности субъектов предпринимательства, и вдохнуть в этот термин более благоприятный для бизнеса смысл. Это – деятельность контролирующих органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства субъектами предпринимательства. Она будет проводиться в трех формах: путем проведения профилактических мероприятий, проверок и постпроверочного анализа.

 

Сейчас закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» не затрагивает вопросы профилактики. В новом же акте особое внимание уделят принятию мер по раннему предупреждению правонарушений и снижению у субъектов бизнеса риска привлечения к ответственности.

 

Важно! Запретят оценивать эффективность работы контролирующих органов по количеству выявленных правонарушений, принятых мер правового воздействия, а также обращенного в доход государства имущества субъектов предпринимательства. Главными критериями для положительной оценки станут проведение действенной профилактики правонарушений в бизнес-среде, уровень законопослушности предпринимателей, отсутствие у них систематических нарушений, возможность исправления допущенных ошибок в ходе проверки и законность контрольных мероприятий.

 

Кроме того, вместо проверок в порядке контроля, которые отменены с 1.09.2018 г., вводится новый институт – постпроверочный анализ. Речь не идет о новом виде проверок. В ходе анализа контролирующие органы обобщат причины систематических нарушений, разработают предложения по предупреждению правонарушений, чтобы проводить потом профилактические мероприятия. При этом запретят вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, истребование каких-либо информации или документов, ограничение их прав, свобод и законных интересов, проведение проверок и применение мер правового воздействия.

 

Участие аудиторов в проверках исключат

 

Из закона предлагается исключить возможность привлечения для проведения проверок аудиторских организаций. Сейчас это разрешается на договорной основе за счет средств контролирующего органа.  

 

Нарушители – «под прицелом»

 

Вместе с гарантиями для бизнеса, предусмотрены конкретные меры по своевременному выявлению правонарушений.

 

Устраняют все запреты, связанные с периодичностью проверок. Например, плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств сейчас не могут проводиться чаще 1 раза в 4 года (если они только созданы, первые 3 года ревизии также проводить запрещено). В отношении частных банков и иных частных финансовых институтов установлена иная периодичность плановых ревизий – 1 раз в 5 лет, а для других субъектов – 1 раз в 3 года.

 

Если проект примут, все это уйдет в прошлое. Проверки финансово-хозяйственной деятельности будут проводить каждый раз, когда будет установлена одна из следующих причин:

  • систематическое (2 и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • выявление нарушений налогового законодательства, превышающих сумму 100 МРЗП;
  • выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более 50%.

 

Для справки: Сейчас действует 2-годичный мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, который окончится в 2020 году (подробнее – здесь). Однако допускается проведение проверок продолжительностью от 1 до 10 дней по обращениям о нарушениях или по результатам риск-анализа.

 

Проект может быть изменен, дополнен либо отклонен.

 

Самир Латыпов.