Принимая во внимание приоритетность государственной политики в части всемерной поддержки и защиты бизнеса, ловишь себя на мысли, а кто бы мог координировать все эти усилия и в полной мере реализовать весь правовой инструментарий соблюдения прав предпринимателей?
Государство готово идти вперед и об этом свидетельствует опубликованный Указ Президента от 5 октября 2016 г. № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», который обеспечит развитие частной инициативы и укрепления бизнеса в масштабах всей страны.
Если обратить внимание на опыт зарубежных стран в сфере защиты интересов предпринимателей, то на ум приходят уполномоченные по правам бизнес-сообществ – омбудсманы.
Специализированные омбудсманы, содействующие защите прав предпринимателей, активно учреждаются с начала 90-х годов прошлого века в Европе, США, Австралии и пр., что предопределено активным распространением корпоративного управления и увеличения в национальных экономиках доли бизнеса.
К примеру, в США Национальный омбудсман оказывает поддержку владельцам малого бизнеса, когда они сталкиваются с несправедливыми или не являющимися необходимыми действиями агентств (госорганов) в отношении малого бизнеса. Примерами таких действий являются необоснованно повторяющиеся аудиторские проверки, необоснованные штрафы, угрозы со стороны федеральных агентств.
Характерно, что омбудсманы в США:
- назначаются и освобождаются от должности исполнительными органами;
- обеспечиваются преимущественно сотрудниками ведомств, при которых они созданы;
- подотчетны исполнительным органам и тесно взаимодействуют с ними.
Кроме этого, бизнес-омбудсманы в США зачастую осуществляют «внутренний» контроль тех органов, при которых они созданы. В связи с этим предусматриваются дополнительные механизмы обеспечения принципа объективности их деятельности и принципа независимости от органов, при которых они создаются.
В Австралии функционирует институт комиссаров по вопросам малого бизнеса - на федеральном уровне и на уровне четырех штатов (Виктория, Западная Австралия, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия). Анализ правового статуса комиссаров показывает, что они близки к смешанным схемам омбудсманов с превалированием признаков омбудсманов в публичном секторе. Целью их деятельности выступает создание благоприятной среды для развития малого бизнеса.
Комиссары выполняют две основные функции:
I – обеспечение альтернативного разрешения коммерческих споров между малым бизнесом с одной стороны, а также коммерческими организациями и органами публичной власти – с другой;
II – содействие разрешению споров посредством консультирования малого бизнеса, а также путем телефонных переговоров с каждой стороной.
Комиссары тесно взаимодействуют с исполнительной властью:
1. Должность комиссара учреждается парламентскими актами. Они же регламентируют статус комиссаров;
2. На федеральном уровне назначает комиссаров и освобождает от должности генерал-губернатор Австралии, на уровне штатов - их губернаторы;
3. Комиссары имеют свой отдельный штат, состоящий из государственных служащих, с финансированием из бюджета. Кроме того, они взимают плату за медиацию с каждой стороны;
4. Комиссары получают от соответствующих министров указания, которые они обязаны выполнить. Доклад о своей деятельности комиссар представляет также министру.
В России – федеральным бизнес-омбудсманом может быть гражданин России, не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, которому запрещается быть членом Совета Федерации, депутатом и заниматься предпринимательством.
Аппарат уполномоченного работает на площадке Общественной палаты, в штате центрального аппарата работает 35 человек, являющихся госслужащими.
Российский бизнес-омбудсман наделяется специальными полномочиями, ключевыми из которых являются:
- обращение в суд с заявлением о признании недействительным решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;
- обращение в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);
- обжалование вступивших в силу судебных актов арбитражных судов;
- получение от госорганов и муниципалитетов необходимой информации;
- посещение без специального разрешения обвиняемых и осужденных по «предпринимательским статьям» в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
- участие в выездных проверках госорганами предприятий;
- направление президенту и Правительству РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с законодательством уполномоченный обязан рассматривать все жалобы предпринимателей, в течение 13 дней принимать решение и уведомлять заявителя о принятии в работу жалобы, либо направлять мотивированный отказ. По жалобам, которые приняты в работу, уполномоченный обязан отчитываться перед заявителями не реже 1 раза в 2 месяца.
В Узбекистане:
Согласно Указу при парламенте планируется создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Планируется, что этот орган будет иметь следующие основные полномочия:
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
- оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности;
- изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности;
- оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности;
- осуществление контроля и мониторинга за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах.
Не лишним будет и наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы.
В целом, бизнес-омбудсманы не только способствуют устранению нарушений в действии (бездействии) исполнительных органов, но и содействуют развитию бизнеса в целом. В их деятельности значительная роль отводится консультационно-ориентирующей и информационной функциям, а также включены функции контроля по выполнению программ соответствующими ведомствами. Также они способствуют снижению нагрузки на государственный механизм в области разрешения экономических споров, в связи с чем, отдельные государства поддерживают создание подобных омбудсманов.
Исходя из вышеперечисленного зарубежного опыта и имеющихся возможностей нужно подобрать оптимальную для страны модель. Необходимо создать такой институт, который будет координировать работу с бизнес-сообществом, внося необходимые новшества в национальное законодательство, работать в кооперации с Торгово-промышленной палатой Узбекистана и привлекая всех, кому не безразлично развитие бизнеса в стране!
Публикации по теме:
Нужен ли омбудсман для автовладельцев и пешеходов?
Можно ли малому бизнесу обойтись без юриста?
Маъруф Усманов
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Сухроб :
Отличная идея.