Постановлением Кабинета Министров от 5.06.2017 г. № 355 утверждено Положение о порядке сертификации туроператорских[1] и гостиничных[2] услуг.
Напоминаем, что обязательная сертификация туристких услуг введена с 1 января т.г. согласно Указу Президета от 2.12.2016 г. № УП-4861.
Кем проводится
Сертификацию туроператорских и гостиничных услуг, присвоение категорий средствам размещения, а также инспекционный контроль за соответствием сертифицированных услуг требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет ГУП «Центр сертификации туристских услуг» при Госкомтуризме в тесном взаимодействии с Агентством «Узстандарт».
Срок действия сертификата соответствия – 3 года с ежегодным подтверждением выданного документа.
Важно! Оригинал сертификата должен находиться непосредственно на объекте сертификации. Передавать его третьим лицам запрещено.
Какие нужны документы
Последовательный механизм сертфикации представлен в схеме по ссылке. Для ее проведения необходимо подать заявление по установленной форме, приложив соответствующий пакет документов (см. таблицу ниже).
Для сертификации туроператорских услуг |
Для сертификации гостиничных услуг |
- сведения о персонале заявителя, имеющих образование и/или квалификационные сертификаты в области туризма, согласно требованиям нормативных документов; - план действий персонала заявителя при возникновении чрезвычайных ситуаций в процессе оказания туроператорских услуг; - правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, в том числе договор аренды такого имущества; - перечень заключенных заявителем договоров для организации туроператорской услуги (на транспортное и экскурсионное обслуживание, размещение, на услуги гидов-переводчиков, питание, развлечение и отдых, на услуги турагентств, а также с иностранными партнерами в странах, принимающих туристов и другие). Заявители, ранее не оказывавшие туроператорские услуги, обязаны представить в Центр гарантийное письмо о представлении перечня указанных договоров в течение 6-ти месяцев после получения сертификата; - образцы заявки туриста и типового договора на предоставление туроператорских услуг; - информационные материалы о порядке предоставления туроператорских услуг, о документах, необходимых для въезда/выезда в страну, таможенных и визовых правилах, о мерах безопасности, правилах поведения и особенностях стран посещения, страховании, необходимости вакцинации, наличии ограничений и противопоказаний и др.
|
- cведения о персонале заявителя, имеющих образование и/или квалификационные сертификаты в области туризма, согласно требованиям нормативных документов; - копии заключений и актов (составленных не позднее, чем за 1 год до дня поступления заявки) уполномоченных органов надзора (пожарной и санитарно-гигиенической безопасности, безопасной эксплуатацией газовых установок и лифтового оборудования), в компетенцию которых входит контроль за соблюдением безопасности и подтверждение соответствия средства размещения установленным требованиям нормативных документов. Для вновь созданных средств размещения в течение 1 года со дня введения их в эксплуатацию вместо указанных документов может быть представлена копия акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию; - правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, в т.ч. договор аренды такого имущества; - план действий персонала заявителя при возникновении чрезвычайных ситуаций в процессе оказания гостиничных услуг; - копии договоров с соответствующими службами по обеспечению безопасности гостей и качества обслуживания (о дезинфекции, о техобслуживании системы пожарной сигнализации и лифтов); - копии медкнижек работников службы горничных и пунктов питания; - информационные материалы о порядке предоставления и правилах пользования гостиничными услугами |
Cколько нужно заплатить
За выполнение работ по сертификации взимаются платежи в установленных размерах (см. таблицу ниже).
Наименование |
Размер платежа |
Туроператорские услуги |
|
Въездной (приём туристов) туризм |
3,4 |
Выездной (отправка туристов) туризм |
3,5 |
Внутренний туризм |
3,3 |
При сертификации более чем одной из вышеуказанных услуг размер платежа уменьшается на 35% от общей суммы сертификации. |
|
Гостиничные услуги |
|
Средства размещения вместимостью до 10 мест |
2,7 |
Средства размещения вместимостью до 25 мест |
3,8 |
Средства размещения вместимостью до 50 мест |
6,0 |
Средства размещения вместимостью до 100 мест |
6,8 |
Средства размещения вместимостью до 150 мест |
10,7 |
Средства размещения вместимостью до 200 мест |
12,1 |
Средства размещения вместимостью до 350 мест и выше |
13,6 |
При определении и присвоении категории средству размещения размер платежа за услуги по сертификации устанавливается в размере 200% от указанного выше. |
|
Переоформление сертификата |
0,5 |
Выдача дубликата сертификата |
0,5 |
Кроме того, заявитель обязан внести плату за применение сертификата и знака соответствия в самостоятельно исчисленном размере, исходя из прогнозного объема выручки от оказания сертифицированных услуг за 3 года (без НДС):
- не более 10 млрд сумов – 0,05 МРЗП за каждые 10 млн прогнозного объема выручки;
- свыше 10 млрд сумов – 0,025 МРЗП за каждые 10 млн прогнозного объема выручки.
Подтверждением прогнозного объема выручки от оказания сертифицированных услуг за 3 года является письменная декларация заявителя, подписанная руководителем и лицом, осуществляющим функции бухучета, а также начальника планового отдела (при наличии в штатном расписании), заверенная печатью (при ее наличии).
Стоимость работ по сертификации и размера платежа за применение сертификата и знака соответствия определяется путем умножения соответствующей цифры из вышеуказанных на региональный коэффициент.
Пример. Попробуем условно посчитать стоимость расходов на сертификацию небольшой гостиницы (не более 100 мест), расположенной в столице и не претендующей на определение и присвоение категории (по состоянию на 12.06.2017 г. 1 МРЗП = 149 775 сумов, прогнозный объем выручки за 3 года – 5 млрд сумов):
1) стоимость работ (услуг) по сертификации составляет 1 833 246 сумов (6,8*149 775 сум*1,8);
2) размер платы за применение сертификата и знака соответствия составляет 6 739 875 сумов (5 млрд сум/10 млн сум*0,05*149 775 сум*1,8);
3) итого: 8 573 121 сумов (1 833 246 сум+6 739 875 сум).
Когда придет инспектор
Инспекционный контроль - это процедура периодической повторной оценки объекта сертификации. Он проводится после сертификации:
- 1-й плановый инспекционный контроль - не ранее, чем через 6 месяцев после выдачи сертификата;
- 2-ой и 3-ий плановый инспекционный контроль - не ранее, чем через 12 месяцев после проведения предыдущего.
Срок проведения инспекционного контроля не должен превышать 10-ти рабочих дней. Плата за его проведение взимается в размере 50% от ставок, указанных в таблице выше.
По итогам его проведения принимается решение о подтверждении действия сертификата либо о его приостановлении. Во втором случае владельцу сертификата дается 30 дней для устранения выявленных несоответствий.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов,
наш эксперт.
[1] туроператорские услуги – услуги туристского оператора (организация размещения, питания, транспортного обслуживания, экскурсии, досуга и др.), оказываемые туристам на основании заключенного с ними договора в соответствии с их потребностями.
[2] гостиничные услуги – услуги по предоставлению временного проживания в средствах размещения (гостиницы, туристские базы и комплексы, дома и зоны отдыха, пансионаты, кемпинги, мотели, национальные гостевые дома, юртовые лагеря и другие средства размещения, на которые распространяются требования нормативных документов).
[3] Для исчисления размера платежа, уплачиваемого при проведении работ, связанных с сертификацией, применяется МРЗП, установленный на день оформления договора на сертификацию.