Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Не каждый юрист – адвокат

28.05.2018

Читать на узбекском языке


В Узбекистане стартует реформа адвокатуры. Она может затронуть также аудиторов, налоговых консультантов, патентных поверенных и консалтинговые организации. Ведь эти профессии также связаны с юридической помощью. Своим мнением о существующих проблемах и решениях поделился адвокат Ильхом Азизов.

 

Цель указа Президента от 12.05.2018 г. № УП–5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» – улучшить юридическую помощь населению, консультативную и правовую поддержку предпринимателей и иностранных инвесторов. Поэтому планируется расширить круг субъектов, которые осуществляют юридическое консультирование, чтобы создать конкурентную среду. Но это не так просто, как может показаться.

 

I. СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

 

Для начала разберемся, кто сейчас представлен на рынке таких услуг. Это позволит увидеть масштаб поднимаемых вопросов.

 

1. Публичные юристы

 

Первая группа – юристы, оказывающие правовую помощь неограниченному количеству потребителей. На профессиональном языке – «публичные юристы». Указ разделил их на адвокатов и консультантов (тех, кто адвокатами не являются).

 

1.1. Юристы-адвокаты

 

Адвокаты – квалифицированные лица, имеющие право подавать состязательные бумаги, действовать за и от имени своих клиентов – третьих лиц, выступать в суде или консультировать и представлять своих клиентов по правовым вопросам (цитата из Рекомендаций Комитета министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката», 2000 г.).

 

С адвокатами ситуация достаточно ясна, так как на текущий момент они вправе:

1) представлять физических и юридических лиц в органах дознания, следствия, судах и в государственных органах;

2) консультировать физических и юридических лиц по вопросам, как материального права, так и процессуального права;

3) оказывать иные виды юридической помощи физическим и юридическим лицам.

 

Отметим, адвокаты – единственная категория публичных юристов, которая допущена к осуществлению представительства юридических и физических лиц в судах, а также к консультированию по вопросам процессуального права. Кроме того, адвокаты являются основной группой профессиональных защитников в рамках дознания и следствия.

 

В дополнение к процессуальной сфере, адвокаты осуществляют консультирование и по вопросам гражданского, семейного, наследственного, трудового и иным отраслям материального права, касающимся личных гражданско-правовых отношений, а также оказывают иные виды правовой помощи и консультирования субъектам предпринимательства в связи с их участием в отношениях коммерческого оборота.

 

1.2. Юристы – не адвокаты

 

Юристы – не адвокаты и фрилансеры, консультирующие третьих лиц, но не участвующие в суде и осуществляющие представительство в ограниченных случаях (например, при регистрации юрлица, совершении сделки и др.).

 

Они не могут участвовать в процессуальном представительстве, но наряду с адвокатами, допущены к иной представительской и публичной консультационной деятельности в следующих сферах:

 

1) нотариусы – консультируют граждан по материальным отраслям права в личном гражданском обороте. При этом субъектом консультирования выступает нотариус, получивший допуск к практике;

 

2) юристы, занимающиеся регистрацией и ликвидацией юридических лиц (субъектом консультирования является консалтинговая организация) – осуществляют представительство своих доверителей в различных государственных органах.

 

Согласно международным требованиям все публичные юристы (а не только адвокаты!) должны быть связаны:

(1) обязательствами о неразглашении клиентской (доверительской) тайны, недопущению конфликта интересов, соблюдения других правил этики и профессионального поведения;

(2) обязанностью по постоянному повышению квалификации;

(3) публичному раскрытию информации о себе;

(4) обеспечением своей ответственности путем страхования профессиональной ответственности (Основные принципы ООН, касающиеся профессии юриста, Куба, 1990 год).

 

2. Не юристы, допущенные к публичному представительству и консультированию по юридическим вопросам

 

Ко второй группе относятся:

1) патентные поверенные;

2) аудиторы;

3) налоговые консультанты

4) «регистраторы».

 

Деятельность указанных выше категорий публичных консультантов нашла регулирование в действующем законодательстве Узбекистана.

 

2.1. Патентные поверенные

 

Патентные поверенные представляют юридических или физических лиц перед Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан и, соответственно, консультируют их по вопросам интеллектуальной собственности.

 

Субъектом консультирования является индивид, обладающий индивидуальной лицензией.

 

2.2. Аудиторы

 

Аудиторские организации могут осуществлять консалтинг по бухгалтерскому учету, налогообложению, планированию, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности, в том числе:

  • подготовку технико-экономических обоснований (ТЭО), разработку и оценку инвестиционных проектов и бизнес-планов;
  • консультации по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
  • консультации по финансовому менеджменту;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • анализ процедур и методов функционирования хозяйствующего субъекта в целях оценки производительности и эффективности;
  • другие консалтинговые услуги в области финансово-хозяйственной деятельности (статья 17 закона «Об аудиторской деятельности»).

 

Субъектом консультирования является юридическое лицо, так как лицензия на право осуществления аудиторской деятельности выдается именно ему.

 

2.3. Налоговые консультанты

 

Налоговые консультанты могут, наряду с адвокатами, представлять юридических или физических лиц в судах, правоохранительных и контролирующих органах по вопросам налогообложения.

 

Налоговым консультированием является деятельность организации налоговых консультантов по оказанию на договорной основе юридическим и физическим лицам (далее – клиенту (доверителю)) услуг по налоговому консультированию (статья 3 закона «О налоговом консультировании»).

 

Услуги по налоговому консультированию включают в себя:

  • консультирование клиента (доверителя) по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • оказание помощи клиенту (доверителю) при составлении налоговой отчетности;
  • определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, правоохранительных и контролирующих органах по вопросам налогообложения (статья 5 закона «О налоговом консультировании»).

 

Субъектом консультирования является юридическое лицо. Это подтверждается тем, что ему выдается лицензия на право осуществления деятельности налогового консультирования. Договор об оказании услуг по налоговому консультированию, заключается между организацией налоговых консультантов и клиентом (статья 6-1 закона «О налоговом консультировании»).

 

2.4. «Регистраторы»

 

Существует не урегулированная в законодательстве категория организаций, осуществляющих юридическое консультирование и сопровождение в процессе регистрации и ликвидации юридических лиц. К сожалению, юридическое консультирование, осуществляемое этими субъектами, осталось за рамками внимания органов, призванных обеспечить защиту прав и интересов потребителей. Важно принимать во внимание возможный доступ указанных субъектов к коммерческой и конфиденциальной информации клиентов – юридических лиц, а также к персональным данным их сотрудников.

 

2.5. Другие категории субъектов (включая не-юристов), допущенные к консультированию по юридическим вопросам:

 

В неурегулированной (серой) зоне действуют другие категории публичных субъектов, оказывающих консалтинговые услуги, в том числе по юридическим вопросам:

 

1) консалтинговые фирмы – резиденты и нерезиденты, оперирующие в сфере бизнеса (без объявленной узкой специализации);

 

2) консалтинговые фирмы с объявленной узкой специализацией. Например, в сфере строительства, рынка ценных бумаг, экспертизы и предотгрузочного инспектирования ВЭД контрактов, инжиниринга и т.д.;

 

3) фрилансеры – индивидуальные консультанты (резиденты и нерезиденты).

 

Принимая во внимание зарубежную практику, считаем, что консультанты – юристы могут действовать в рамках своих узких специализаций и должны быть допущены только к консультированию субъектов коммерческого оборота по материальным отраслям права (например, налогового права, бухгалтерского учета, банковского права, финансового права, оборота ценных бумаг и др.). Действующее на сегодняшний момент законодательство, за некоторым исключением[1], в целом придерживается принципа процессуального[2] монополизма адвокатуры. Однако в отношении непроцессуального представительства и консультирования граждан и юридических лиц по вопросам гражданского, семейного, наследственного, трудового и иным отраслям материального права, касающимся личных гражданско-правовых отношений, в действующем законодательстве пока нет четкого закрепления принципа монополизма специально допущенных (лицензированных или сертифицированных) юристов.

 

Хотя во всех странах классической демократии подобная публичная деятельность юристов лицензируется или иным образом оформляется специальным допуском, так как они оказывают услуги, имеющие особую значимость для потребителей и затрагивающие их важнейшие права.

 

Соответственно, для всех категорий публичных юристов должен быть предусмотрен механизм контроля и прекращения допуска к профессии на случай злоупотреблений, оказания неквалифицированной помощи, обмана и прочих форм недобросовестного поведения.

 

 

II. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

 

 

Теперь рассмотрим проблемные вопросы, которые уже долгое время существуют в сфере оказания юридических услуг.

 

1. Гражданство юристов

 

Кроме разделения по сферам деятельности, публичных юристов можно еще различать и по признаку гражданства или резидентности, то есть на местных и иностранных, а также международных. Так, насколько нам известно, ни в одной из европейских стран не допускается консультирование по праву местной юрисдикции без получения соответствующего доступа (лицензии, разрешения, аккредитации, разрешения на профессиональную трудовую деятельность и т.п.).

 

1.1. Консультирование по узбекскому праву

 

Для получения допуска к консультированию по узбекскому праву юрист должен знать узбекское право, в том числе, материальные и процессуальные отрасли права.

 

Считаем, что адвокаты, независимо от самостоятельно заявленной ими специализации, должны получать полные лицензии «на осуществление публичной юридической (адвокатской) практики по материальному и процессуальному праву Республики Узбекистан без ограничений с правом представительства в судах» (полная юридическая лицензия). В нашем понимании, специализация должна иметь добровольно-заявительный характер и служить всего лишь ориентиром для потребителей, но не нести каких-либо регулятивных последствий для адвоката, кроме его права на отказ от участия в уголовных делах государственной защиты, с учетом заявленной специализации.

 

Все остальные юристы-резиденты, намеренные работать в консалтинговой сфере, должны получить ограниченную лицензию (материальное право в сфере предпринимательства) «на осуществление публичной юридической (адвокатской) практики по материальному праву Республики Узбекистан ограниченную консультированием в сфере предпринимательства» (ограниченная юридическая лицензия).

 

Что касается юристов-нерезидентов, то они могут консультировать по праву иностранной юрисдикции путем ее заявительного декларирования органу, регистрирующему консалтинговую организацию, работником которой намерен стать данный нерезидент. Регистрирующий орган не будет проверять наличие необходимой квалификации для консультирования по праву иностранной юрисдикции, так как не обладает необходимой квалификацией. Таким образом, консалтинговая организация будет действовать на свой риск, принимая на работу такого иностранного специалиста (даже, если он одновременно является участником регистрируемого товарищества). В случае если юрист-нерезидент намерен консультировать по праву Республики Узбекистан, он должен продемонстрировать диплом о высшем образовании выданный высшим юридическим учебным заведением Республики Узбекистан. Выдаваемая в таком случае лицензия может быть полной или ограниченной.

 

Обладатели как полных, так и ограниченных юридических лицензий должны соблюдать единые правила этики и стандарты, иметь профессиональную страховку, проходить периодическое повышение квалификации, при коллективном консультировании осуществлять деятельность только посредством полного товарищества, требования по публичному раскрытию информации о консультирующих юристах.

 

1.2. Организационно-правовые формы консалтинговых организаций

 

Иностранные юристы и юридические фирмы должны допускаться к практике в Узбекистане, путем учреждения юридического лица-резидента, соответственно – в форме коммандитного товарищества или полного товарищества.

 

Таким образом, иностранные юристы или юридические фирмы могут консультировать на территории Узбекистана по праву своей юрисдикции, в случае, если в их штате имеются иностранные юристы, задекларировавшие соответствующую квалификацию при регистрации соответствующего консалтингового товарищества и получившие допуск к трудовой деятельности на территории Узбекистана. Регистрирующие органы Республики Узбекистан не обязаны проверять достоверность заявленной квалификации иностранного специалиста. Консультирование нерезидентами нерезидентов на территории Узбекистана осуществляется ими на свой страх и риск. Республика Узбекистан не несет ответственности за такое консультирование.

 

1.3. Консультирование иностранными юристами по узбекскому праву

 

Если консалтинговое товарищество, зарегистрированное в нашей стране с участием иностранного юриста или иностранной юридической фирмы, намерено осуществлять консультирование по праву Республики Узбекистан, то оно должно привлечь юриста, обладающего соответствующей индивидуальной лицензией на условиях трудового или гражданско-правового договора[3].

 

2. Ответственность государства за публичный порядок

 

Государство в целом осуществляет контроль за всеми публичными сферами своей юрисдикции вне зависимости от сферы профессиональной деятельности и национальности (гражданства) субъекта консультирования.

 

Консультирование юристами третьих лиц находится в сфере конституционных интересов государства, так как касается правопорядка. Поэтому государство не может отпускать надзор над публичными юристами на «вольные хлеба».

 

Следует различать сферы, где Конституцией доверяется одной категории лиц быть представленными другими профессиональными лицами для защиты фундаментальных (конституционных) прав и интересов первых. В этих отношениях существует особая ответственность в силу более высокой публичной (общественной) значимости затрагиваемых прав и интересов представляемых лиц.

 

Профессиональное представительство независимо от того, перед какими органами оно осуществляется, будь то судебный, иные правоохранительные и государственные и общественные органы, всегда предполагает особый порядок допуска к представительской деятельности (лицензирование с правом допуска к суду).

 

Все остальные виды деятельности публичных юристов, а именно консультирование и выполнение отдельных поручений, не связанных с представительством, имеют меньшую значимость для граждан и юридических лиц, хотя также охватывают фундаментальные права, защищенные конституцией. Тем не менее, в этой сфере государство позволяет субъектам действовать на свой страх и риск. Поэтому категории публичных юристов здесь представлены шире, и допуск к осуществлению консультативной деятельности более либерален. В данном случае речь о простой лицензии юриста с правом консультирования третьих лиц.

 

Во всех случаях осуществление деятельности публичного адвоката предполагает личный и доверительный характер, соблюдение правил конфиденциальности и тайны, влечет значительные риски и ответственность для представляемого лица, так как по итогам консультирования могут быть затронуты фундаментальные конституционные права и ценности (семья, дети, имущество, здоровье и д.). В большинстве иностранных юрисдикций регулирование допуска и лишения допуска к публичному оказанию юридической помощи остается исключительной прерогативой государства, с предоставлением разной степени практической самостоятельности профессиональным объединениям юристов.

 

Во всех случаях государство должно сохранять контроль за допуском и прекращением допуска лиц к публичной юридической практике, когда эта юридическая практика касается резидентов Узбекистана и права Узбекистана.

 

Отсутствие контроля может пагубно сказаться на качестве юридической помощи населению, так как откроет лазейки для недобросовестных лиц в получении доступа к личной (тайной, коммерческой) информации и активам граждан и юридических лиц.

 

В большинстве иностранных юрисдикций публичный контроль (со стороны государства или общественной организации) осуществляется в следующих формах:

 

2.1. Лицензирование

 

В целом существует корпоративное и индивидуальное лицензирование или допуск к профессии, но надо принять во внимание, что в реальности субъектом консультирования всегда выступает индивидуальный юрист.

 

Все юристы, которые имеют дело с третьими лицами, должны получать особый допуск к профессии (лицензия, свидетельство или сертификат). Лицензирующий (контролирующий) орган должны иметь механизм отслеживания правонарушающей деятельности юристов и иметь право приостанавливать деятельность таких юристов. Такое лицензирование в разных юрисдикциях осуществляются государством или профессиональными объединениями юристов.

 

2.2. Профессиональные стандарты и правила этики

 

Для всех юристов обязательно признание и соблюдение единых правил этики и профессионального поведения, независимо от места работы. Очевидно, что все юристы, которые вступают в отношения с третьими лицами, должны соблюдать единые правила этики и профессиональные стандарты в отношении коллег, представителей госорганов, так и своих клиентов (доверителей) – граждан и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) и в случае нарушений должны подпадать под дисциплинарный контроль. Такой дисциплинарный контроль может осуществляться сообществом юристов самостоятельно или совместно с государством.

 

2.3. Профессиональная ответственность и организационно-правовые формы

 

Существует универсальный фундаментальный принцип – публичный юрист несет полную ответственность за свою профессиональную деятельность. Модели ограниченной ответственности в данном виде деятельности в западных юрисдикциях также не существует. Применяемые формы обществ с ограниченной ответственностью[4] лишь ограничивают ответственность остальных участников, а виновные юристы в любом случае несут полную ответственность.

 

Коллективные организационно-правовые формирования юристов, созданные для целей оказания публичной юридической помощи, должны быть товариществами (коммандитными или полными), с непосредственным участием всех юристов в юридической помощи (кроме участников – юридических лиц). По примеру зарубежных демократий, в целях исключения уклонения юристов от ответственности организационная форма общества с ограниченной ответственностью применяться не должна.

 

Принимая во внимание, что у адвокатов полная ответственность и учитывая необходимость создания справедливых и равных условий конкурентной среды, полагаем, что фундаментальная ошибка с ограниченной ответственностью аудиторов и налоговых консультантов будет исправлена.

 

Для допуска иностранных фирм на рынок страны может быть использована модель коммандитного товарищества. В ней юридическое лицо-нерезидент является коммандитным товарищем (partner in commendum) c ограниченной ответственностью, а остальные товарищи – физические лица, обладающие юридической квалификацией, местной либо иностранной, несут полную ответственность.

 

Предполагается, что действующие в настоящее время в Узбекистане адвокатские формирования не будут реформироваться, по крайней мере, на данном этапе, но при этом решается задача по допуску на рынок юридических услуг двух новых категорий игроков:

а) иностранных индивидуальных юристов или юридических организаций;

б) местных бизнес-консалтинг юристов.

 

Очевидно, что эти 2 группы игроков будут материализовывать свою деятельность через коммерческие формирования, в отличие от адвокатов. Принимая во внимание необходимость создания конкурентного правового рынка, полагаем, в будущем все субъекты публичного консультирования  будут использовать единые организационно-правовые формы.

 

2.4. Обязательное страхование профессиональной деятельности (PI)

 

Чтобы консультируемые или представляемые лица не страдали от ошибок, обмана и злоупотреблений, необходимо предусмотреть страхование профессиональной ответственности юристов («professional indemnification» – PI). Все, кто хочет оказывать публичные юридические услуги, должен иметь в рамках допуска к профессии, также и профессиональную страховку PI (с определенной суммой покрытия, размер которой должен раскрываться вместе с другими сведениями в публично доступном реестре специалистов). 

 

2.5. Публичное раскрытие информации о юристах

 

Официальные реестры адвокатов, адвокатских формирований и публичных юристов сферы консалтинга должны быть усовершенствованы и дополнены по единому стандарту сведениями важными для потребителей услуг.

 

Включение адвоката или публичного юриста в реестр лиц, имеющих квалификацию специалиста по праву Республики Узбекистан, должно стать условием, предваряющим допуск к оказанию публичного консультирования и представительства по праву Республики Узбекистан.

 

Министерство юстиции, как регистрирующий орган, должно вести (на английском языке) публичный Реестр иностранных физических лиц, обладающих правом осуществления трудовой деятельности на территории страны и задекларировавших свой допуск к консультированию на территории Республики Узбекистан по праву иностранных (с указанием каких) юрисдикций. Такая информация в публичном допуске, при необходимости, может быть верифицирована клиентами (резидентами и нерезидентами).

 

Контроль за раскрытием публичными юристами информации о себе лежит на государстве.

 

2.6. Единый регулятивный и фискальный режим

 

В идеальной реформе, предполагается, что все игроки, включая адвокатов, должны оперировать через формирования единой природы и иметь единые принципы налогообложения. Речь идет о корпоративных налогах, индивидуальных налогах, социальных платежах и дивидендной политике (способности делить нераспределенную прибыль). Если принять во внимание, что деятельность консалтинговых фирм имеет более либеральный режим регулирования, чем деятельность адвокатуры, то есть вероятность перемещения специалистов из адвокатской сферы в консалтинговую. 

 

Таким образом, все категории юристов, оказывающие публичное консультирование на территории Республики Узбекистан, должны иметь единые: 

  • правила допуска к профессиональной деятельности;
  • профессиональную ответственность;
  • правила этики и профессиональные стандарты;
  • дисциплинарный контроль.

 

Ильхом Азизов,

адвокат.


[1] Например, налоговые консультанты.

[2] К процессуальным сферам относятся досудебные стадии, включая дознание, следствие, судебное и пенитенциарно-исполнительное производство.

[3] Включая, например, и адвокатов.

[4] Например, limited liability partnership или limited corporation.

 

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах