Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Как предотвратить нарушение строительных норм и правил

13.09.2018

Читать на узбекском языке


В этом обзоре – о юридических аспектах реализации программы «Благоустроенная махалля».

 

В целях улучшения инфраструктуры г. Ташкента реализуется программа «Благоустроенная махалля», направленная на такие благородные цели, как:

  • улучшение качества жизни населения;
  • модернизация районов г. Ташкента;
  • предоставление актуальных услуг в шаговой доступности.

 

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Республиканскому совету, фонду «Махалла» было поручено в срок до:

  • 1 декабря 2018 года принять меры по строительству (реконструкции, ремонту) зданий комплексов «Центр махалли» в центрах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;
  • 1 декабря 2021 года – зданий органов сходов граждан на основе типовых проектов и предъявляемых к ним требований (п. 8 УП–4944 от 3.02.2017 г.)

 

В рамках вышеуказанной программы в районах г. Ташкента развернулись масштабные строительные работы.

 

Однако, по свидетельству республиканских СМИ (см. например, сайты gazeta.uz, sreda.uz и nuz.uz), нередко под видом махаллинских центров инвесторы пытаются построить коммерческую недвижимость для извлечения прибыли.

 

Это вызывает протесты жителей близлежащих многоэтажных домов, условия жизни которых ухудшаются не только в процессе строительства, но и после ввода коммерческой недвижимости в эксплуатацию. Тем более, что в этой ситуации вызывает много вопросов непрозрачность выделения земельных участков под коммерческую застройку и возможные нарушения градостроительных норм.

 

Во избежание неоднозначного понимания и толкования законодательных актов, регулирующих сферу, связанную с осуществлением строительных работ в рамках программы «Благоустроенная махалля», рассмотрим нормативно-правовую базу и обратим внимание на неурегулированные вопросы.

 

Предоставление прав на земельные участки осуществляется в порядке отвода на основании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, хокимов областей, города Ташкента, районов, городов (статья 23 Земельного кодекса).

 

С 1 июля 2018 года:

  • предоставление земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION»;
  • сбор, рассмотрение и согласование материалов по предоставлению земельных участков с уполномоченными органами и организациями осуществляются исключительно в электронной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (п. 8 ПП–3677 от 20.04.2018 г.).

 

Во исполнение постановления Президента от 20.04.2018 г. № ПП–3677 принято Положение о порядке предоставления земельных участков посредством электронного аукциона в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности (прил. №1 к ПКМ РУз от 30.06.2018 г. № 493, далее – Положение).

 

Казалось бы, теперь никаких вопросов по поводу непрозрачности процедур выделения земельных участков возникать не должно. Однако в Положении есть исключение. Его требования не распространяются на случаи предоставления земельных участков для строительства объектов, возводимых для государственных и общественных нужд, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан, хокимов областей, районов и городов (подпункт «б» пункта 2 Положения).

 

Указанная норма предполагает возможность предоставления земельных участков для строительства зданий махалли, минуя электронную торговую площадку. При этом на законодательном уровне:

  • не детализирован порядок предоставления земельных участков для обустройства махаллей в рамках действующей программы;
  • не установлены критерии отбора будущих застройщиков;
  • не утверждены типовые проекты и требования к зданиям махаллей.

 

Подобная неурегулированность негативно влияет на взаимоотношения местных органов государственной власти и жителей, приводит к возникновению спорных ситуаций, препятствует корректному исполнению поручений руководства страны. Под видом махаллинских центров, не думая об интересах людей, ради которых принималась программа «Благоустроенная махалля», инвесторы нередко пытаются построить бизнес-центры и другие объекты коммерческой недвижимости.

 

Но дело не только в правовой неурегулированности ситуации. Поддержанные местной властью строительные проекты на практике нередко реализуются с нарушением требований градостроительных норм. Между тем любое строительство должно осуществляться в строгом соответствии с градостроительными нормами (статья 3 Градостроительного кодекса). О неукоснительном соблюдении требований градостроительных норм говорится и в постановлении Президента о программе «Благоустроенная махалля» (пункты 2, 3 УП–5467 от 27.06.2018 г.).

 

А в стандартах четко прописано: «Размещение в микрорайонах между жилыми домами объектов любого назначения не допускается. Исключение составляют специальные сооружения (игровые площадки для детей, спортивные площадки, площадки для сушки белья, временные стоянки для автомобилей) (п. 21.1.ШНК 2.07.01-03).

 

Существующая практика противоречит и нормам Градостроительного кодекса. Интересами общества в области градостроительства, среди прочих, являются:

  • обеспечение населения благоприятными условиями проживания;
  • недопущение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшение экологической обстановки;
  • открытость и прозрачность градостроительства.

 

В случае если градостроительная деятельность противоречит интересам общества, то она должна быть прекращена (статья 4 Градостроительного кодекса).

 

Юридические и физические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также санитарных норм и правил (статья 8 Градостроительного кодекса).

 

Чтобы исключить нарушения, необходимо законодательно урегулировать вопрос отвода земельных участков под строительство в рамках программы «Благоустроенная махалля». Для этого нужно утвердить нормативно-правовой акт, регулирующий:

  • этапы, сроки и критерии отвода земельного участка;
  • разрешенные территории в разрезе махаллей для осуществления строительно-монтажных работ;
  • разработку типовых проектов зданий сходов граждан махалли;
  • детализацию видов деятельности, которые могут осуществляться в построенных помещениях.

 

Напоминаем, что граждане защищены в своих правах, и в случае нарушения законодательства уполномочены обращаться в судебные органы (статьи 4, 26, 27 Кодекса об административном судопроизводстве), а также в органы прокуратуры, которые являются гарантом защиты прав и интересов общества (статья 7, главы 1, 2 раздела 3 Закона «О прокуратуре»).

 

Бахром Зайтаев, юрист.



kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах