Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
«Статистикани» 2 апрелдан кечиктирмай топширинг! - buxgalter.uz да ўқингКарантин қачон тугайди? - buxgalter.uz да ўқингҚандай қилиб ходимни карантин даврида ишдан бўшатиш мумкин - buxgalter.uz да ўқингҚандай қилиб ресурс солиқлари бўйича кечиктириш (бўлиб-бўлиб тўлаш) олиш мумкин - buxgalter.uz да ўқингАйни паллада бош бухгалтер амалга оширадиган 4 та иш - buxgalter.uz да ўқингКоммунал хизматлар бўйича қандай ҳисобот топширилади - buxgalter.uz да ўқингРухсат берувчи стикер қандай олинади - buxgalter.uz да ўқинг

Общественный контроль урегулируют законом

29.09.2017

 

Члены Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Алия Юнусова и Мухаббат Тухтабаева прокомментировали проект закона «Об общественном контроле».

 

Для справки: законопроект «Об общественном контроле» разработан во исполнение пункта 44 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» (прил. № 8 к УП–4947 от 7.02.2017 г.) и согласован в установленном порядке[1].

 

Развитие национальной государственности, демократизация и либерализация общества, возрастающий уровень общественно-политической активности граждан поставили задачи по дальнейшему развитию нормативно-правовой базы общественного контроля, в т.ч. на конституционном уровне.

 

Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98,103 и 117)», статья 32 Конституции, определяющая, что граждане Узбекистана имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополнена также развитием и совершенствованием общественного контроля над деятельностью государственных органов. Конституционная норма предусматривает, что порядок такого общественного контроля определяется законом.

 

Кроме того, разработка законопроекта обусловлена следующими факторами:

 

во-первых, анализ правовых основ общественного контроля показывает необходимость перехода на качественно новый уровень – от фрагментарной тематики к более обобщающему закону, то есть необходимо произвести унификацию законодательства в сфере общественного контроля, принять единый системообразующий и базовый закон, поскольку вопросы осуществления общественного контроля, различные его формы закреплены в Конституции и других актах законодательства;

 

во-вторых, в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы осуществления общественного контроля, не раскрыты в достаточной мере механизмы его реализации;

 

в-третьих, необходимо устранить «правовые пробелы», имеющиеся в законодательстве, регулирующем вопросы осуществления общественного контроля.

 

Законопроект закона состоит из 21 статьи. В нем определяются цель закона, система законодательства об общественном контроле, субъекты, объект общественного контроля, его основные принципы и формы.

 

Так, субъектами общественного контроля предлагается определить граждан Узбекистана, органы самоуправления граждан, ННО, СМИ. Также предусматривается, что общественный контроль может осуществляться общественными советами, комиссиями и в других организационных формах в случаях, предусмотренных законодательством (например, общественный совет имеется при Министерстве обороны).

 

Объектом общественного контроля определяется деятельность государственных органов и их должностных лиц по:

  • учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых НПА, решениях, а также в государственных, отраслевых и региональных программах развития;
  • обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
  • эффективному выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;
  • эффективному и качественному оказанию государственных услуг;
  • реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.

 

Законопроектом предусматриваются такие формы общественного контроля, как: обращения и запросы в государственные органы; участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов; общественное обсуждение; общественное слушание; общественный мониторинг; общественная экспертиза; изучение общественного мнения; заслушивание органами самоуправления граждан отчетов руководителей органов исполнительной власти и других организаций.

 

Важно, что кроме определения понятий форм общественного контроля, раскрываются механизм их реализации, подведения итогов осуществления форм общественного контроля, права и обязанности субъектов общественного контроля, государственных органов в этой области.

 

Маъруф Усманов.



[1] Согласован c палатами Олий Мажлиса, Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Союзом молодежи Узбекистана, БОФ «Махалла», Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций и Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.