Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Общественный контроль урегулируют законом

29.09.2017

 

Члены Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Алия Юнусова и Мухаббат Тухтабаева прокомментировали проект закона «Об общественном контроле».

 

Для справки: законопроект «Об общественном контроле» разработан во исполнение пункта 44 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» (прил. № 8 к УП–4947 от 7.02.2017 г.) и согласован в установленном порядке[1].

 

Развитие национальной государственности, демократизация и либерализация общества, возрастающий уровень общественно-политической активности граждан поставили задачи по дальнейшему развитию нормативно-правовой базы общественного контроля, в т.ч. на конституционном уровне.

 

Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98,103 и 117)», статья 32 Конституции, определяющая, что граждане Узбекистана имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополнена также развитием и совершенствованием общественного контроля над деятельностью государственных органов. Конституционная норма предусматривает, что порядок такого общественного контроля определяется законом.

 

Кроме того, разработка законопроекта обусловлена следующими факторами:

 

во-первых, анализ правовых основ общественного контроля показывает необходимость перехода на качественно новый уровень – от фрагментарной тематики к более обобщающему закону, то есть необходимо произвести унификацию законодательства в сфере общественного контроля, принять единый системообразующий и базовый закон, поскольку вопросы осуществления общественного контроля, различные его формы закреплены в Конституции и других актах законодательства;

 

во-вторых, в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы осуществления общественного контроля, не раскрыты в достаточной мере механизмы его реализации;

 

в-третьих, необходимо устранить «правовые пробелы», имеющиеся в законодательстве, регулирующем вопросы осуществления общественного контроля.

 

Законопроект закона состоит из 21 статьи. В нем определяются цель закона, система законодательства об общественном контроле, субъекты, объект общественного контроля, его основные принципы и формы.

 

Так, субъектами общественного контроля предлагается определить граждан Узбекистана, органы самоуправления граждан, ННО, СМИ. Также предусматривается, что общественный контроль может осуществляться общественными советами, комиссиями и в других организационных формах в случаях, предусмотренных законодательством (например, общественный совет имеется при Министерстве обороны).

 

Объектом общественного контроля определяется деятельность государственных органов и их должностных лиц по:

  • учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых НПА, решениях, а также в государственных, отраслевых и региональных программах развития;
  • обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
  • эффективному выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;
  • эффективному и качественному оказанию государственных услуг;
  • реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.

 

Законопроектом предусматриваются такие формы общественного контроля, как: обращения и запросы в государственные органы; участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов; общественное обсуждение; общественное слушание; общественный мониторинг; общественная экспертиза; изучение общественного мнения; заслушивание органами самоуправления граждан отчетов руководителей органов исполнительной власти и других организаций.

 

Важно, что кроме определения понятий форм общественного контроля, раскрываются механизм их реализации, подведения итогов осуществления форм общественного контроля, права и обязанности субъектов общественного контроля, государственных органов в этой области.

 

Маъруф Усманов.



[1] Согласован c палатами Олий Мажлиса, Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Союзом молодежи Узбекистана, БОФ «Махалла», Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций и Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.

 

Валюталар курси

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум