Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как открыть интернет-магазин в Узбекистане

21.12.2016


Электронная коммерция в Узбекистане – дело широко обсуждаемое, но мало реализуемое на практике. Принятие новой редакции Закона «Об электронной коммерции» в мае 2015 года также не вызвало бума в этой сфере. Почему предприниматели не спешат открывать интернет-магазины, и действительно ли на практике все так сложно? Попытаемся разобраться.

 

Прежде всего, поговорим о порядке действий, которые необходимо предпринять, чтобы открыть интернет-магазин.

 

Подготовка

 

Подготовительный период включает в себя составление бизнес-плана, в котором должно быть предусмотрено все – от структуры бизнеса до его рекламного бюджета и методов продвижения. Этот период также связан с поиском инвестиций либо аккумулированием собственных средств.

 

При составлении бизнес-плана одним из самых важных аспектов является выбор способа торговли через ваш интернет-магазин:

 

1. Со склада. Продавец торгует исключительно своим товаром. Если товара нет в наличии на складе – в каталоге интернет-магазина он тоже не указывается. Обычно используется крупными брендами, к примеру, Artelmarket.uz.

 

2. Дропшопинг. Продавец не имеет склада, получив заказ, он выписывает товар у своего партнера и осуществляет доставку клиенту. Клиент расплачивается с интернет-магазином, а не с реальным владельцем товара. Пример: Esavdo.uz, LeBazar.uz.

 

3. Агрегатор. Продавец не имеет склада, предоставляет свою площадку для нескольких магазинов-партнеров. Осуществление доставки и прием оплаты при этом могут быть как со стороны владельца сайта-агрегатора, так и со стороны его партнеров. Пример: Gl.uz.

 

От того, какой способ торговли будет выбран, зависит какой вид деятельности будет указан в уставе нового хозсубъекта, и собственно то, в чем будет заключаться источник монетизации всего проекта. Будет ли это доход от реализации собственного товара или комиссионные сборы за посреднические и иные услуги.

 

Не менее важно определиться с типом доставки – самостоятельно или посредством партнеров. От этого зависит, нужно ли будет получать лицензию на доставку, как отдельный вид деятельности (перевозка грузов).

 

Отладка бизнес-процессов

 

Тут можно выделить несколько этапов:

 

1. Создание сайта. Этой теме посвящалась одна из наших публикаций;

 

2. Интегрирование сайта с системой учета товаров и формирования отчетов (1C или 1UZ). Вовсе не обязательное условие, но это облегчит многие процессы для бизнеса;

 

3. Регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Как это сделать и какие вопросы налогообложения придется решать, мы расскажем в одной из наших последующих публикаций;

 

4. Заключение договоренностей с:

а) местными платежными системами;

б) магазинами-партнерами (оптовиками, производителями) и/или аренда и обустройство собственного склада;

в) таксомоторными парками, для осуществления доставки, либо наем собственных водителей;

 

5. Наем необходимого штата сотрудников;

 

6. Запуск рекламной кампании.

 

Создание и отладка работы интернет-площадки (ее техническая составляющая) могут занять больше запланированного времени, поэтому приступать к регистрации бизнеса целесообразно после того, как сайт будет полностью готов и протестирован.

 

Корректировка бизнес-процессов до полной их отладки

 

Уже после запуска бизнеса, наверняка, придется провести доработку его процессов, которая включает:

1. Анализ результатов первых месяцев продаж и отзывов от первых покупателей;

2. Оптимизацию ресурсов;

3. Корректировку в рекламной политике.

 

На практике ход реализации проекта может отличаться от того, что было даже в самом тщательно продуманном бизнес-плане. Это может касаться и ассортимента, и ценовой политики, и организации доставки и множества других моментов. Если «жизнь продиктует» другие условия, то придется подстраивать под них и свои планы, и стратегию.

 

Один пример из отечественной практики

 

В рамках одной из встреч в формате StartUpMix был представлен новый интернет-магазин. Эта торговая интернет-площадка будет осуществлять продажи как агрегатор. Не имея своего склада и собственного товара соответственно, магазин предоставит покупателям возможность заказать доставку любых товаров из магазинов-партнеров (выбор магазина за клиентом). К настоящему времени уже достигнута договоренность с одной из крупных торговых сетей столицы. В дальнейшем планируется подключить к проекту все крупные супермаркеты и торговые сети города.

 

В чем же удобство такой площадки для всех вовлеченных сторон?

 

Клиенты заказывают доставку товара из любого магазина, входящего в партнерские отношения и оплачивают заказ в режиме онлайн через одну из местных платежных систем;

 

Магазинам не нужно «заморачиваться» с созданием собственных сайтов и их обслуживанием для удовлетворения потребностей интернет-клиентов;

 

Таксомоторные парки, с которыми заключена договоренность на доставку, получают дополнительное число заказов и тоже не «остаются в накладе» (доставка оплачивается клиентом);

 

Интернет-магазин получает прибыль из комиссионных, которые будут выплачивать с каждого заказа магазины-партнеры.

 

Занятых ниш – единицы, кто же займет свободные?

 

Подводя итоги, отметим – на сегодняшний день в сегменте интернет-торговли на отечественном рынке представлены продуктовые магазины, доставка готовой еды из кафе и ресторанов, а также продажа бытовой/компьютерной техники. Такие направления как продажа и доставка одежды и обуви, текстиля, стройматериалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения и много другого, откровенно «пробуксовывают». В качестве мотивации для начала новых проектов, хотим предложить два примера.

 

Когда в свое время на американском рынке открылся обувной интернет-магазин Zappos.com, многие пророчили ему провал: «Кто же будет покупать обувь вслепую? Ее же нужно мерить». Внедрение в бизнес-процессы таких действий, как  возможность сверки размера, его возврата, сравнения с аналогичным товаром, очень быстрой доставки и многих других опции, которые другими интернет-магазинами до сих пор не использовались, позволило Zappos.com стать одним из самых успешных в своем сегменте. В дальнейшем этому примеру последовали многие.

 

Успех отечественного агрегатора Arba.uz многие также ставили под сомнение: «Наши люди привыкли покупать продукты на базарах, чтобы можно было потрогать, понюхать, поторговаться. Не будут они заказывать картофель и мясо через интернет». Практика же показала, что количество клиентов у этого проекта неизменно только увеличивается.

 

Надо отметить, что потенциал интернет-торговли, как нового сегмента на рынке, не только не исчерпан, а можно сказать, что только-только начал делать первые шаги. Наши «первые ласточки» наряду с тем, что занимают открывающиеся ниши в бизнесе и делают на этом деньги, в тоже время заняты и более важным делом – формированием нового класса покупателей, их покупательской культуры.

 

В одной из наших будущих публикаций, на примере проекта NRM.uz, мы расскажем о том, как новоявленному интернет-продавцу стать партером платежной системы, а также о том, как правильно принимать и учитывать средства от online продаж.

 

 Саида Джанизакова,

наш корр.

 

Публикации по теме:

 

Алкоголя и табака в интернет-магазинах быть не может 

 

Как открыть магазин. Юридический аспект 

 

Виды деятельности ИП: чем можно заниматься и как? 

 

5 ошибок бизнеса, раздражающих потребителя 

 

Наши интернет-магазины: оплата, доставка и условия

 

 


Комментарии (4)

Добавить комментарий

Гость_А.Мухамедбаев :

2016-12-22 11:44:50

Конечно же, электронная коммерция имеет несколько широкий смысл, чем интернет торговля. И электронная коммерция, по большому, это способ заключения сделок с использованием информационных систем. В этом смысле, не исключение и интернет торговля.
Познавательная статья! Но, обзор существующих и развивающихся интернет-магазинов, направлений в электронной торговле, несколько ограничен.
К примеру, достойно внимания специфика Интернет-магазина  LaTienda.uz, которая старается продвигать дизайнерские разработки отечественных производителей одежды. Как минимум мне, интересно направление Интернет-магазина BULAVKA.UZ, коллектив которой осуществляет комиссионную торговлю одеждой, исключительно брендовых производителей.  Отличительной чертой этого интернет магазина является то, что магазин торгует как новыми товарами, так и  "придают вторую жизнь вещам, которые хорошо сохранились...".
И это, именно те самые предприниматели, которые не испугались сложностей, указанных в материале, и им не помеха отсутствия достаточной нормативной базы.  
Думаю, что скором временем, электронная коммерция охватит и представителей сферы услуг.

Гость_Alisher Bayjanov- Uz) :

2016-12-26 12:00:23

Правильно описано, но нужно думать и том, чтобы их деятельность была доступна и для зарубежного покупателя. Сегодня многие наш сограждане "теневым" образом пользуются услугами "амазон" , "али-баба"ми и др, нужно также дать возможность официального ими пользования с оплатой небольшого сбора, что создаст   реальную конкуренцию, а для защиты отечественного ритейлера или электронного коммерасанта  - льготы и преференции!

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.

Гость_Umar :

2017-02-11 10:08:45

Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

Гость_ :

2017-04-29 16:26:14

Слышала, в России можно найти Удаленную работу в интернет магазине. Интересно как это происходит в Узбекистане.