Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКрупные налогоплательщики все ТТН за апрель 2024 года должны оформить в электронном виде Можно ли вернуть НДС по безнадежной задолженности Как передать учредителю квартиру в счет дивидендов Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы

Какие нормы законодательства по-прежнему не работают

26.07.2019

 

Год назад norma.uz опубликовала обзор решений Президента, которые не повлекли за собой своевременного изменения законодательства. Мы решили продолжить эту традицию и проанализировать, повысилось ли качество исполнения поручений главы государства. Рассмотрим основные проблемные нормативные акты.

 

Достижение пенсионного возраста женщинами – увольнять нельзя оставить

 

Запрет на увольнение женщин, достигших пенсионного возраста, действует уже более двух месяцев. Несмотря на это, соответствующие изменения в Трудовой кодекс не внесены. Возникает проблема – с одной стороны постановлением Президента предусмотрен прямой запрет на увольнение женщин до достижения ими 60-летнего возраста. С другой стороны, изменения в Трудовой кодекс не внесены, и работодатель вправе по собственной инициативе прекратить трудовой договор с работником при достижении им пенсионного возраста.

 

Кодекс имеет более высокую юридическую силу, чем постановление. С юридической точки зрения, работодатель не будет привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ст.49 КоАО), если он уволит женщину пенсионного возраста, не достигшую 60 лет.

 

С точки зрения работника, не его вина, что эти изменения вовремя не внесены и, несмотря на имеющийся запрет, его увольняют. В результате можно принять позицию как работодателя, так и работника, но однозначного ответа, как выходить из сложившейся ситуации, нет.

 

Выездная торговля – а что-то изменилось?

 

Не внесены изменения в Положение о порядке выдачи разрешения на выездную торговлю. По нему получать разрешение до сих пор необходимо, но Указ Президента имеет более высокую юридическую силу. Следовательно, можно смело придерживаться именно его директив. Однако  не все ясно с правилами  выездной торговли.

 

Разрешение, с приложением утвержденной схемы расположения объекта выездной торговли, выдается хокимиятом района. Получать разрешение теперь не надо, но требование утверждать в хокимияте схему расположения объекта выездной торговли осталось. То есть административная процедура согласования  никуда не делась…

 

Кроме того, схема расположения должна соответствовать утвержденной хокимиятами областей и г. Ташкента схеме дислокации выездной торговли на территории района, города. Данные схемы должны утверждаться ежегодно до 1 декабря. Если за предыдущие годы утвержденные схемы есть в общем доступе, то на текущий год она отсутствует. Поскольку  схема дислокации на 2019 год не утверждена, значит ли это, что:

  • схему расположения объекта утверждать не надо;
  • можно осуществлять выездную торговлю в любом месте, за исключением режимных объектов?

 

Ответа на эти  вопросы нет уже больше полугода.

 

Аудиторская проверка – недоработка или новые правила 

 

С 1 января 2019 года аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта проводится не более семи лет подряд (п. 3 ПП-3946 от 19.09.2018 г.). Однако изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» не внесены. Там указано, что аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта более трех лет подряд (ст. 16 Закона).

 

Как быть в этой ситуации? С одной стороны, закон обладает более высокой юридической силой и, по сути, пока не внесены изменения, необходимо придерживаться именно его требований.

 

С другой, в постановлении Президента содержится не совсем четкая  формулировка – «аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта». В законе речь идет о проверке «одной и той же аудиторской организацией».

 

Возможно это недоработка, и подразумевается одна и та же аудиторская организация, что наиболее вероятно. Или данным указанием преследуется иная цель – один и тот же хозяйствующий субъект проверяется подряд не более семи лет, необязательно одной и той же аудиторской организацией. А затем должен быть перерыв в проверках. В таком случае неясно, что за перерыв и какая длительность этого перерыва.

 

В целом по сообщению аудиторских организаций, на практике используется директива постановления Президента. Изменения не вносятся более 7 месяцев.

 

Оптовая торговля – изменений нет, но можно без лицензии 

 

Семь месяцев прошло и с даты отмены Указом Президента лицензии на оптовую торговлю, а изменения в необходимые правовые акты не внесены. Из Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, оптовая торговля не исключена. В подзаконных актах – та же картина. Но на практике особых проблем не возникает: Центры госуслуг не требуют получение лицензии, и работа хозяйствующих субъектов ведется в соответствии с Указом. Тем не менее в Перечень внести соответствующие изменения нужно, так как его действующая редакция утверждена законом и имеет более высокую юридическую силу, чем Указ Президента.

 

Норма-чемпион, ставит в тупик уже больше 2,5 лет

 

Основная проблема исчисления размера пособия по беременности и родам – в неоднозначной формулировке, которая может быть понята по-разному. Что означает термин «вновь поступающие на работу»: принимаемые на работу по первому в жизни месту работы или новые работники организации? Является ли выход из отпуска по уходу за ребенком возобновлением трудовой деятельности после перерыва, нормативный документ не поясняет. В связи с этим у работодателей часто возникает дилемма, какое процентное соотношение к среднемесячной заработной плате правильное в той или иной ситуации – 75% или 100%. С одной стороны, никому не хочется переплачивать лишние деньги. С другой стороны, за недоплату ответственность будет хуже.

 

Эта норма упоминалась нами в прошлом году. К большому сожалению, проблема так и не разрешилась, хотя с даты, когда должны были быть внесены изменения, прошло уже больше 2,5 лет.

 

Результаты проведенного анализа норм законодательства отражены в нижеследующей таблице.

 

Суть поручения

С какой проблемой столкнулись юридические и физические лица

1.

«Установить, что с 1 мая 2019 года:

запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в связи с достижением женщинами пенсионного возраста или возникновением согласно законодательству права на пенсию по возрасту до достижения женщинами возраста 60 лет, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия» (п.1 ПП-4235 от 7.03.2019 г.).

Не внесены изменения в Трудовой кодекс, согласно которому работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником, достигшим пенсионного возраста.

Необходимо внести изменения в п.7 ст.100 Трудового кодекса

2.

«Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции об отмене с 1 января 2019 года:

требования о получении разрешения на выездную торговлю» (пп. «а» п.1 УП-5564 от 30.10.2018 г.)

 

 

 

 

Нет ясности, как теперь регулируется выездная торговля. Необходимо ли утверждать схему расположения выездной торговли в хокимияте. Если да, то фактически согласование все равно необходимо, пусть и без разрешительного документа. В таком случае отмена разрешения не влияет на упрощение процедуры.

 

Отсутствует утвержденная хокимом г.Ташкента схема дислокации выездной торговли. Неизвестно, в каких местах она разрешена

Необходимо внести изменения или признать утратившим силу Положение о порядке выдачи разрешения на выездную торговлю и разработать новый порядок осуществления выездной торговли.

3.

«Установить с 1 января 2019 года порядок, в соответствии с которым:

аудиторская проверка одного и того же хозяйствующего субъекта проводится не более семи лет подряд» (п.3 ПП-3946 от 19.09.2018 г.)

 

 

 

 

 

Не внесены изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», который имеет более высокую юридическую силу.

 

В формулировке постановления Президента, как в Законе, не оговаривается проведение аудиторской проверки одной и той же аудиторской организацией. Неясно, это недоработка нормативного документа или в новый порядок закладывается иной смысл

Необходимо внести изменения в Закон «Об аудиторской деятельности»

4.

«Согласиться об отмене с 1 января 2019 года:

лицензирования деятельности по осуществлению оптовой торговли» (пп.«а» п.1 УП-5564 от 30.10.2018 г.)

 

Не внесены изменения в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, который имеет более высокую юридическую силу. В этой связи неясно, есть ли необходимость в настоящее время получать лицензию на оптовую торговлю

Необходимо внести изменения в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, а также в Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности

5.

«В целях сохранения принципа справедливости назначения и выплаты пособий по беременности и родам установить для вновь поступающих на работу или возобновляющих трудовую деятельность после перерыва свыше 12 месяцев, дифференцированный размер назначения выплаты пособия по беременности и родам в зависимости от фактически проработанного времени со дня приема на работу:

  • до 12 месяцев со дня принятия на работу – 75% от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам;
  • свыше 12 месяцев со дня принятия на работу – 100% от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам» (п. 23 ПП-2699 от 27.12.2016 г.)

Неясный термин «вновь поступающие на работу»: принимаемые на работу по первому в жизни месту работы или новые работники организации.

 

Нет разъяснения, является ли выход из отпуска по уходу за ребенком возобновлением трудовой деятельности после перерыва

 

Требуется внести изменения в Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию

6.

«Установить с 1 июля 2019 года порядок, в соответствии с которым:

юридические лица – резиденты Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки, в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;

физические лица – граждане Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома...» (п. 2 УП-5623 от 10.01.2019 г.)

Не введен в действие порядок, предусматривающий исполнение директив Указа Президента. Проект Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» одобрен Сенатом, однако до сих пор не вступил в силу

Необходимо ввести в действие Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»

7.

«Установить, что с 1 апреля 2019 года:

координация проверок деятельности субъектов предпринимательства и контроль за законностью их проведения контролирующими органами осуществляются Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

решения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в части проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства являются обязательными для исполнения контролирующими органами» (п. 1 УП-5690 от 15.03.2019 г.)

В Закон «Об уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», обладающим более высокой юридической силой, не внесены предусмотренные Указом Президента полномочия.

 

Необходимо внести изменения в Закон «Об уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства»

8.

«Снижение с 1 января 2018 года на 50% установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений при условии, что со дня окончания ими образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25% – в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, субъектах естественных монополий и организациях с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50%» (УП-5052 от 24.05.2017 г.)

Нет ясности, как исчислять годы работы:

вариант 1 – за год считаются только фактические периоды работы путем суммирования трудового стажа (т.е. год стажа может охватывать несколько календарных лет);

вариант 2 – за год работы принимается календарный год с момента окончания образовательного учреждения

 

Изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс, в Приложение № 8 к ПП–3454 от 29.12.2017 г. Также необходимо принять положение о порядке применения льготы

 

Исходя из перечисленных ситуаций, можно сделать вывод, что основной проблемой является несвоевременное внесение изменений в действующие законы, отсутствие правил, направленных на исполнение введенных норм. Что является причиной этих проблем – высокая загруженность государственных органов или недостаток кадров – неизвестно. Но определенно проблему необходимо поднимать, тщательно анализировать и принимать активные шаги по ее устранению.

 

Альберт Сафин,

эксперт ООО «Norma».

Подробнее: https://www.norma.uz/nashi_obzori/s_uproshchennym_ekonomicheskim_sudoproizvodstvom_est_problemy

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_