Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКрупные налогоплательщики все ТТН за апрель 2024 года должны оформить в электронном виде Можно ли вернуть НДС по безнадежной задолженности Как передать учредителю квартиру в счет дивидендов Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы

Как проводится госрегистрация прав на недвижимость

12.07.2019

Права на недвижимость, после получения правоустанавливающих документов по факту перехода собственности от одного владельца к другому (купля-продажа, мена, дарение, наследование и т.д.), подлежат обязательной государственной регистрации. При прохождении этой процедуры следует руководствоваться постановлением Кабинета Министров от 29.12.2018 г. № 1060 (далее – ПКМ № 1060). При этом нужно быть внимательным, чтобы не навязали дорогостоящую услугу по обновлению кадастрового паспорта, которая в этих случаях и вовсе необязательна.

 

По новым правилам

 

Госрегистрацией прав, как и прежде, занимаются филиалы госпредприятий землеустройства и кадастра недвижимости по месту нахождения имущества. Однако новый порядок от ранее действовавшего отличается тем, что после получения правоустанавливающих документов напрямую туда обращаться не нужно. Все оформляется через ЕПИГУ или Центр государственных услуг (ЦГУ) по месту нахождения недвижимости. На регистрацию уходит до трех дней, оплачивается только сбор – в пределах 4 тысяч сумов. К заявке нужно приложить паспорт и правоустанавливающий документ.

 

Напомним, что правоустанавливающие документы получают:

  • в государственных нотариальных конторах – при удостоверении сделок с недвижимым имуществом (купля-продажа, мена, дарение, оформление наследства и т.д.), за исключением случаев возникновения, перехода, ограничения (обременения) и прекращения прав на его часть;
  • в Агентстве по управлению госактивами – при реализации объектов недвижимости (в части госактивов) через аукцион на Единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION»;
  • в риэлторских организациях – при сделках с нежилыми объектами недвижимости;
  • в коммерческих банках – при оформлении завершенного строительством жилого дома.

 

Итак, коротко и пошагово о том, как все должно происходить.

 

Шаг первый. В течение месяца с момента возникновения прав на объект недвижимости необходимо подать заявку для их регистрации через ЕПИГУ или в ЦГУ по месту жительства с приложением правоустанавливающих документов. В этот же день вам нужно уплатить регистрационный сбор.

 

Шаг второй. В течение двух рабочих дней с момента подачи документов через ЕПИГУ или ЦГУ вы получите уведомление о решении, принятом ГП землеустройства и кадастра недвижимости. По факту успешной регистрации вам выдадут выписку о регистрации в электронном или распечатанном виде. На этом вся процедура завершена.

 

Однако продолжение может последовать в случаях:

  • временного приостановления регистрации. В соответствующем уведомлении вам укажут на выявленные недостатки, которые нужно устранить в течение трех дней и вновь подать документы на рассмотрение;
  • отказа в регистрации. Это обоснованное решение можно обжаловать только через суд.

 

К чему нужно быть готовым

 

Наш корреспондент внимательно изучил опыт регистрации права на жилые дома в Яшнабадском районе Ташкента и Кибрайском районе Ташобласти. По логике вне зависимости от места все должно было пройти по сценарию, описанному в ПКМ № 1060. Однако схожим было только начало этих историй.

 

После получения свидетельств о праве на наследство в государственных нотариальных конторах наши герои решили следовать указанию, обозначенному в конце правоустанавливающих документов. А там написано, что свидетельство подлежит госрегистрации в территориальном филиале ГП землеустройства и государственного кадастра недвижимости. Так, они оказались в филиалах Яшнабадского района г. Ташкента и Кибрайского района Ташобласти.

 

В обоих случаях сработал п. 10 Положения, утвержденного ПКМ № 1060. Там сказано, что при изменении вида права или владельца объекта недвижимости формирование кадастрового дела проводится только по запросу собственника этого объекта. Только в нашем случае никто из героев не обращался с такой просьбой. В филиал обратились потому, что необходимость этого следовала из указаний в свидетельстве о наследстве. А сотрудники филиала не вникали, зачем пришли, просто приняли документы на переделку, по-видимому, именно так расценив наш приход. Откуда они могли знать, что мы совсем не в курсе правил.

 

Сомнений в том, что мы на правильном пути не вызывал и тот факт, что в очереди, а она была не маленькая в обоих случаях, большинство пришли сюда по тому же поводу, что и мы. И у всех принимали документы, как и у нас.

 

Подчеркнем, никто из сотрудников ГУП о новых порядках не вспомнил и не пытался их объяснить обратившимся, а молча принимали документы на переделку кадастровых дел, выдав соответствующие расписки. Продолжения этих историй в каждом случае имели свои особенности.

 

В Яшнабадском районе столицы выдали кадастровый паспорт и свидетельство о праве на наследство с проставлением штампа о регистрации, заверенный круглой печатью. Отметим, что кадастровый паспорт был нового образца, отличный от привычных книжек с зеленой обложкой. Документ представляет собой ламинированный бланк формата А4, на лицевой стороне которого приведена вся информация о жилом доме и его владельцах – это выписка из реестра, а на оборотной стороне – план дома. Как выяснилось впоследствии, владельцу больше не надо было никуда идти, процедура с оформлением завершена и можно жить спокойно. Но мы это поняли уже после того, как обрели опыт в Кибрайском районе, обратились в Центр государственных услуг, где получили консультации специалистов.

                                    

В Кибрайском районе выдали кадастровый паспорт, к которому было подшито и свидетельство о праве на наследство. К слову, паспорт тоже был нового образца, но существенно отличался от того, что выдали в Яшнабадском районе столицы. Он представляет собой сшитую в обложку – прозрачную с лицевой и картонную с задней стороны – распечатку выдержки из госреестра на нескольких страницах. При этом на свидетельстве о праве на наследство не было штампа о регистрации. На соответствующий вопрос инспектор ответил, что для этого нужно ехать в районный центр госуслуг. По приезде в ЦГУ нашего героя попросили оплатить сбор, отсканировали кадастровый паспорт, а также паспорт владельца и просили прийти через два дня. Во второй раз сказали, что регистрация прошла успешно и выдали выписку из госреестра в распечатанном виде.

 

Итак, в обоих случаях новые кадастровые паспорта мы получили на две недели позже сроков, указанных в расписках ГУП о принятии заказов. В Яшнабадском районе вся процедура обошлась в 560 тысяч сумов, которые были уплачены здесь же в кассу банка. В Кибрайском районе в ГУП через кассу банка заплатили 70 тысяч за переделку кадастрового паспорта и в ЦГУ через кассу банка – 3 600 сумов.

 

Если бы мы сразу обратились в Центры госуслуг Яшнабадского района Ташкента и Кибрайского района Ташобласти, как это и необходимо сделать по ПКМ № 1060, то в обоих случаях регистрация прав на недвижимость обошлась бы всего по 3 600 сумов.

 

Издержки переходного периода

 

Ситуация с обращением «не по адресу» – результат недостаточной осведомленности о новых правилах. Разная стоимость кадастровых паспортов связана с разными размерами кадастровой стоимости оформляемого имущества. Но почему кадастровые паспорта – разного формата – ведь они должны быть стандартными для всех.

 

Разобраться в ситуации помог Зафар Рахимов, начальник отдела регистрации прав собственности управления по земельным ресурсам и государственного кадастра г. Ташкента. Он обратил внимание, что ПКМ № 1060 – это программный документ, в рамках которого в систему госрегистрации правоустанавливающих документов на недвижимое имущество внедряются информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют существенно оптимизировать процедуру и сделать ее более комфортной для граждан и предпринимателей. И сейчас, по его словам, процесс преобразования в самом разгаре. Он включает и апробацию новых подходов и образцов документов. Ситуация, которую наблюдал наш корреспондент – издержки переходного периода.

 

В настоящее время продолжается работа по внесению изменений в действующие нормативные акты, в части оформления кадастровой документации, оплаты за кадастровые услуги и госрегистрацию прав. Уже разработан ряд документов. В частности, на ЕПИГУ завершилось общественное обсуждение проекта ПКМ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 2014 года № 186 «О совершенствовании порядка дифференцированного подхода при определении стоимости государственных услуг по подготовке кадастровой документации». В случае его утверждения будут установлены фиксированные тарифы на регистрацию прав, введено понятие оплаты за формирование кадастрового паспорта. Пока же действует прежний порядок.

 

Относительно формы кадастрового паспорта, выдаваемого на руки правообладателям. В Ташкенте она экспериментальная, утверждена Госкомземгеодезкастра, разработана с учетом новых требований к сведениям о правообладателях в Государственном реестре, которые будут внедряться в соответствии с ПКМ № 1060. Новые порядки исключают необходимость обращаться в ГУП землеустройства и государственного кадастра при регистрации правоустанавливающих документов. Все взаимодействие органов в оформлении и регистрации этих документов будет происходить при помощи ИКТ.

 

Одновременно ведутся работы по созданию информационной системы, в которой будут формироваться электронные кадастровые паспорта.

 

Собеседник заверил, что по завершении внедрения новых правил, порядок регистрации прав на недвижимое имущество вновь станет единым на территории всей страны.

 

Ученье – свет, а не ученье…

 

Внедрение ИКТ во все сферы жизни, создание и развитие государством ЕПИГУ и ЦГУ способствует повышению оперативности, качества, комфортности предоставления госуслуг.

 

Вместе с тем в условиях активного внедрения инноваций как никогда важна информационно-просветительская работа. Очевидно, новостных и разъяснительных публикаций в СМИ недостаточно.

 

На наш взгляд в современных условиях необходимо:

  • создание оперативно обновляющегося информационного ресурса в Интернете, на котором были бы представлены пошаговые инструкции предоставления госуслуг с учетом территориального расположения, проведения экспериментов и прочих нюансов;
  • в учреждениях, задействованных в предоставлении госуслуг, должны быть стенды, флаеры и буклеты, в которых подробно расписаны правила их оказания;
  • в самих документах, выдаваемых уполномоченными органами, должны быть памятки для людей о том, что делать дальше, написанные понятным языком, и раскрывающие все возможности. Например, в договорах о праве собственности недвижимости (купли-продажи, мены, дарения), свидетельстве о праве на наследство информации о том, что документ подлежит регистрации в предприятии землеустройства и кадастра недвижимости явно недостаточно. Чтобы не вводить людей в заблуждение, нужно писать: «Документ подлежит регистрации в филиале предприятия землеустройства и государственного кадастра. Для этого необходимо обратиться в Центр государственных услуг, при желании обновить кадастровый паспорт – непосредственно в филиал».

 

P.S. В процессе подготовки материала из управления по земельным ресурсам и государственного кадастра г. Ташкента нам сообщили, что во всех столичных филиалах ГУП землеустройства и государственного кадастра недвижимости вывешены информационные сообщения, в которых говорится, что непосредственно в филиал при регистрации прав на объект недвижимости обращаться нужно только при следующих обстоятельствах:

  • при отчуждении части недвижимого имущества;
  • при объединении недвижимого имущества;
  • при переводе недвижимого имущества из категории жилого фонда в нежилой;
  • при переводе недвижимого имущества из категории нежилого фонда в жилой;
  • при первичной регистрации недвижимого имущества;
  • при необходимости обновления кадастрового документа.

 

Олег Гаевой.